Клапана схема: Клапанный механизм двигателя: устройство, работа и регулировка

Клапаны гидравлические (самоучитель по чтению гидросхем)

<<< Чтение гидросхем – самоучитель


Один и тот же клапан может служить нескольким целям в зависимости от своего расположения в гидросхеме, а также от расположения выхода и входа пилотной линии, схемы реализации слива утечек (дренажа) – зависимой или независимой.

Предохранительные клапаны (1)

Предохранительные клапаны

Предохранительные клапаны, как показано на рисунке выше (a, b, c), ограничивают максимальное давление в системе. Предохранительные клапаны – это нормально закрытые клапаны, которые воспринимают давление перед клапаном. Когда давление достигает установки (уставки или отсечки) клапана, клапан открывается для того, чтобы сбросить излишки жидкости (давления) к резервуар (гидробак). На рисунке выше (a) показан клапан прямого действия. Пунктирная пилотная линия указывает на то, что давление “снимается” непосредственно перед клапаном и запорный элемент клапана, непосредственно, воспринимает давление подаваемое на него.  Пружинная полость клапана напрямую соединена со вторичным портом, хотя данная функция не отображается текущими символами ISO 1219-1. Обратное давление в линии слива действует со стороны пружины и добавляет (приплюсовывает) к установленному давлению настройки своё давление. Это означает, например, что в случае давления в 10 бар в линии слива (давление подпора в линии слива), клапан откроется при давлении на 10 бар большем, чем было установлено, хотя перепад давлений через клапан не изменяется.

На рисунке выше (b) показан упрощенный символ предохранительного клапана с пилотным управлением или, по-другому, двухступенчатый клапан, а на рисунке (c) показан детализированный символ для двухступенчатого предохранительного клапана. Благодаря своей конструкции пилот предохранительного клапана может быть удалён и находиться в кабине оператора.

После неурегулированного гидронасоса обязательно должен быть установлен предохранительный клапан.

Несмотря на то, что регулируемые гидронасосы имеют компенсаторы по давлению, после них в гидроцепи желательно также устанавливать предохранительный клапан. Клапаны, стоящие после гидронасоса, обычно называются главными клапанами и защищают всю гидросистему. Также для защиты отдельных узлов (гидромоторов, гидроцилиндров) предохранительные клапаны могут устанавливаться в ответвлениях гидроцепи.

На рисунке выше (d) показан нормально открытый редукционный клапан, который используются для ограничения максимального давления приводов в ответвлениях гидролинии. Эти клапаны контролируют давление за счёт контроля давления на вторичном выходе клапана. Данная функция показывается пунктирной пилотной линией на выходе клапана. Так как давление определяется как сопротивление потоку, то регулируя расход масла (РГЖ) через клапан возможно изменять перепад давления на клапане, тем самым регулируя вторичное давление. Так как клапан “снимает” давление непосредственно на выходе, то данный клапан априори является клапаном с внешним дренажом.

На рисунке выше (е) показан символ редукционного клапана, который, помимо давления, понижает поток масла через клапан.

Клапаны разгрузки  используются с насосами постоянного объёма или в линии аккумулятора для сохранения энергии привода. Некоторые производители изготавливают клапаны с внешней разгрузкой – такой клапан показан на рисунке выше (f). В данных клапанах разгрузка осуществляется по команде пилотного давления из другой гидролинии или гидролинии оператора.

На данной гидросхеме ограничение давления происходит как от внешнего, так и от внутреннего пилотного давления. При увеличении любого пилотного давления сверх показания установленного – происходит открытие клапана:

Предохранительный клапан в гидроцепи

На рисунке ниже показана типичная гидросхема с насосами высокого давления (малого объёма) и низкого давления (большого объёма). Разгрузка насоса низкого давления происходит от пилотного давления, подаваемого после обратного клапана. Для защиты линии высокого давления после закрытия обратного клапана, за насосом высокого давления устанавливается предохранительный клапан.

Предохранительный клапан в гидроцепи

В данной гидросхеме клапаны S1 и S2 являются клапанами последовательности:

Предохранительный клапан в гидроцепи

В начале цикла происходит подъём бура и только после достижения давления уставки клапана S2 происходит разжим струбцины – система приводится в исходное положение и теперь можно начинать рабочий цикл. При подаче напряжения на катушку произойдёт зажим струбцины и по достижению уставки давления клапана S1 начнется рабочий ход бура. Особенностью клапана последовательности является наличие независимого слива, так как со стороны слива действует противодавление, которое будет менять уставку давления при отсутствии независимого слива. Такие клапаны могут дополняться обратными клапанами для свободного движения масла в обратном направлении.

На рисунке ниже изображён клапан подпора:

Предохранительный клапан в гидроцепи

Цель клапана подпора – удержание штока гидроцилиндра от свободного падения под действием силы тяжести при опускании или в промежуточном положении. Клапан настраивается приблизительно на давление 10 бар и благодаря этому шток гидроцилиндра опускается равномерно, без рывков. Недостатком этого клапана является понижение КПД гидроцилиндра, так как требуется преодолевать дополнительное противодавление клапана в 10 бар. Для исправления этого недостатка некоторые производители выпускают клапаны подпора с внешней пилотной линией.

На гидросхеме ниже при опускании штока вниз клапан полностью открывается под воздействием внешнего пилотного давления:

Предохранительный клапан в гидроцепи

В случаях работы гидравлики с переменной нагрузкой, применение клапана подпора с внешней пилотной линией (клапана контрбаланса) однозначно необходимо. В случае, когда в гидроцилиндре создаётся “тянущая” нагрузка, имеется вероятность неравномерного опускания штока.

Такой режим работы, например, у стрелы автокрана, где нагрузка изменяется во время движения стрелы по вертикальной плоскости.

Клапаны контроля движения изготавливаются двух типов: тарельчатого и золотникового.

Преимуществом тарельчатого клапана перед золотниковым является меньшие внутренние утечки. В случае если большее время удержания нагрузки происходит на вытянутом штоке гидроцилиндра – должен применяться тарельчатый клапан.

Предохранительный клапан в гидроцепи

Подпорный клапан необходим для установки в линию гидромотора в качестве предупреждения неконтролируемой “раскрутки” гидромотора под воздействием веса груза. Когда подача насоса меньше скорости вращения гидромотора, то есть гидромотор раскручивается под собственным весом груза, торможение производится за счёт внутренней пилотной линии. Если вращение происходит за счёт нагнетания РГЖ насосом, внешняя пилотная линия приоткрывает клапан подпора, тем самым уменьшая сопротивление линии подпора. В случае применения реверсивного гидромотора в конструкции клапана подпора необходимо наличие обратного клапана. Так как клапан подпора из-из внутренних утечек не препятствует медленному вращению гидромотора, то в некоторых конструкциях гидромотора предусмотрен внутренний тормоз.

Предохранительный клапан в гидроцепи

Ещё одним видом клапана для удерживания нагрузи является гидрозамок.  Клапан свободно пропускает масло в одном направлении и жёстко запирает поток в обратном направлении. Открытие клапана в обратную сторону происходит только под воздействием пилотного давления. В отличие от клапана подпора, гидрозамок не имеет внутренних утечек, благодаря чему не происходит “сползания” груза под нагрузкой.

Гидрозамки используют в случаях необходимости удерживания статической нагрузки, а клапаны подпора требуются при динамической нагрузке.

Схемы подключения клапанов с электромеханическим приводом

Содержание


Клеммные колодки блока БУОК-1 СВТ667.11.ХХХ (СВТ667.21.ХХХ) для управления клапанами с электромеханическим приводом


  • Начальное положение — дежурный режим работы клапана (электромеханический привод под напряжением)

  • Конечное положение — защитный режим работы клапана (электромеханический привод без напряжения, клапан сработал)


Контакты реле на схеме показаны для дежурного режима работы клапана (заслонка в начальном положении)


Схема соединений блока БУОК-1 СВТ667.11.ХХХ (СВТ667.21.ХХХ) с электромеханическим приводом клапана


  • Начальное положение — дежурный режим работы клапана (электромеханический привод под напряжением)

  • Конечное положение — защитный режим работы клапана (электромеханический привод без напряжения, клапан сработал)



Положение контактов микропереключателей клапана на схеме соответствует приводу без напряжения (конечное положение заслонки)


Клеммные колодки БУОК-4 СВТ1163.41.210 (питание электромеханических приводов — 220В)


  • Начальное положение — дежурный режим работы клапана (электромеханический привод под напряжением)

  • Конечное положение — защитный режим работы клапана (электромеханический привод без напряжения, клапан сработал)



Клеммные колодки БУОК-4 СВТ1163.41.310 (питание электромеханических приводов — 24В (DC))


  • Начальное положение — дежурный режим работы клапана (электромеханический привод под напряжением)

  • Конечное положение — защитный режим работы клапана (электромеханический привод без напряжения, клапан сработал)



Схема подключения блока БУОК-4 СВТ1163.41.Х10 к клапанам с электромеханическим приводом


  • Начальное положение — дежурный режим работы клапана (электромеханический привод под напряжением)

  • Конечное положение — защитный режим работы клапана (электромеханический привод без напряжения, клапан сработал)



Положение контактов микропереключателей клапана на схеме соответствует приводу без напряжения (конечное положение заслонки)


Схема подключения устройств управления с раздельными командами «Пуск» и «Стоп»


Один блок БУОК-4



Группа (2 и больше) блоков БУОК-4



Схема подключения устройств управления с обобщенной командой «Пуск»/»Стоп»


Один блок БУОК-4



Группа (2 и больше) блоков БУОК-4



 


Схема подключения блоков БУОК-4 belimo СВТ1163.41.210 (Блоки БУОК-4 старого образца)


 


Быстроходные клапаны. Схемы газораспределительных механизмов

1. Самая старая схема («Де Дион Бутон» 1901 года): «автоматический» впускной клапан, выпускной клапан — нижний с механическим приводом.1. Самая старая схема («Де Дион Бутон» 1901 года): «автоматический» впускной клапан, выпускной клапан — нижний с механическим приводом.

Для четырехтактных автомобильных двигателей на протяжении всей их истории развития устройство клапанного механизма имело решающее значение. Расположение и число клапанов, система привода тесно связаны с формой камеры сгорания и каналов. Следовательно, от выбора конструкции этого механизма зависит, каким будут наполнение цилиндров, число оборотов двигателя, его мощность.

То или иное строение привода клапанов далеко не всегда диктуется только желаниями конструктора. Прямо или косвенно на него влияют технолог (производственные возможности изготовления выбранного варианта), экономист (оценка масштабов и дороговизны производства), потребитель (технические параметры, удобство эксплуатации). Однако право начать первым, естественно, за конструктором. Люди этой профессии всегда стремились получить наивысшую отдачу, в частности, как можно большую мощность, а она в значительной степени зависит от быстроходности двигателя.

2. Двустороннее (справа и слева от блока цилиндров) расположение клапанов — так называемая Т-образная схема («Руссо-Балт С24-30 1911 года).2. Двустороннее (справа и слева от блока цилиндров) расположение клапанов — так называемая Т-образная схема («Руссо-Балт С24-30 1911 года).

Первые автомобильные моторы К. Бенца и Г. Даймлера развивали максимальную мощность при 300—600 об/мин. Применявшийся на них газораспределительный механизм состоял из нижнего выпускного клапана и верхнего впускного. Привод выпускного был механическим (кулачок и толкатель), впускной — действовал «автоматически». Когда поршень шел вниз и разрежение в цилиндре достигало максимума, оно преодолевало сопротивление слабенькой пружины, державшей клапан в закрытом положении, и начинался такт впуска. И, естественно, не было никакого опережения открытия впускного клапана (по отношению к ВМТ).

Мотор с клапанным механизмом по схеме 1 (см. иллюстрации) редко давал более 1000 об/мин. Неудивительно, что уже к 1904 году такие двигатели почти перестали строить.

3. Типичный нижнеклапанный двигатель (ГАЗ-А 1932 года). Эта конструкция распределительного механизма получила интернациональное обозначение SV.3. Типичный нижнеклапанный двигатель (ГАЗ-А 1932 года). Эта конструкция распределительного механизма получила интернациональное обозначение SV.

Конструкция с обоими нижними клапанами (схемы 2 и 3) нашла широкое распространение потому, что цепь сопряженных деталей (кулачок—толкатель—клапан) получалась короткой. Инерция ее невелика, и такой механизм безболезненно выдерживает (как позже показала практика 30-х и 40-х годов) до 5000 об/мин. В первые же два десятилетия нашего века эта схема обеспечивала надежную работу на принятых тогда более скромных режимах — до 2500 об/мин. Искусством добиться высокого качества клапанных пружин в те далекие годы владели не все заводы. А при нижнеклапанной схеме в случае поломки пружины клапан не падал в цилиндр и не устраивал там погром. Он всегда возвращался в седло, как только кулачок переставал давить снизу; мотор издавал бормочущие звуки, но работал — тоже привлекательное качество.

Не сразу технологи научились делать хорошие отливки для картера двигателя по схеме 3, задуманной конструкторами, где все клапаны сгруппированы с одной стороны блока цилиндров. Поэтому на первых порах предпочтение получили более простые и более дешевые отливки блоков по схеме 2. Рассматривая сегодня обе эти схемы, можно удивляться, какой извилистый путь проходила смесь, пока из карбюратора добиралась до цилиндров. Разумеется, их наполнение и мощностные показатели при схемах 2 и 3 оставляли желать лучшего. Невыгодной была и форма камеры сгорания — с очень большой поверхностью рассеивания тепла, а точнее сказать, с большими потерями его.

4. Смешанная схема с верхним впускным клапаном и нижним выпускным («Ровер» 50-х годов). Как и первую схему, ее сокращенно обозначают IOE.4. Смешанная схема с верхним впускным клапаном и нижним выпускным («Ровер» 50-х годов). Как и первую схему, ее сокращенно обозначают IOE.

Конструкторы, стремясь устранить эти недостатки, применили схему 4, которая по существу явилась усовершенствованным вариантом схемы 1. Такое компромиссное решение несколько улучшило наполнение цилиндров горючей смесью. По сравнению со схемой 1 оно давало все же небольшой прирост в быстроходности. Применение механического привода впускного клапана сопровождалось и приростом мощности в 10—15%.

Следующий шаг — клапаны, расположенные в головке (схема 5) с приводом в виде толкающих штанг. Этот вариант обеспечивал хорошее наполнение цилиндров и позволял (судя по опыту форсировки таких двигателей) достигать даже 6500—7000 об/мин. Кроме того, верхнеклапанная конструкция давала ощутимое упрощение отливки блока цилиндров (нет сложных приливов под каналы в его боковой части), но в то же время несколько усложняла головку.

5. Двигатель с верхними, то есть расположенными в головке, клапанами, приводимыми посредством толкающих штанг («Опель-кадетт» 1973 года).5. Двигатель с верхними, то есть расположенными в головке, клапанами, приводимыми посредством толкающих штанг («Опель-кадетт» 1973 года).

Двигатели, выполненные по схеме 5, появившиеся в самом начале XX века, оказались более шумными: в них больше движущихся деталей, контактирующих между собой, и потому потребитель не очень жаловал их. На их репутации сказались и разрушительные последствия, которые влекло падение клапана в цилиндр при поломке пружины. Однако постоянное совершенствование методов производства, материалов и их термообработки свело все минусы на нет. И тогда, в конце 30-х годов обозначился плюс: большая быстроходность и выигрыш в мощности (на 25—30%) по сравнению с двигателем схемы 3. В это же время конструкторы стали отдавать должное и схеме 6. Расположенные под углом клапаны, хотя и приводятся толкающими штангами (то есть выигрыша в быстроходности по сравнению со схемой 5 тут нет), позволяют придать камере сгорания полусферическую форму. В сочетании с впускными и выпускными каналами выгодной формы она обеспечивает очень хорошее наполнение цилиндров смесью и, следовательно, высокую мощность. Однако экономичность в этом случае получалась всегда хуже (из-за формы камеры сгорания), чем при схеме 5.

6. Разновидность пятой схемы («Татра-план-600» 1952 года). Здесь клапаны размещены под углом один к другому. Обе конструкции получили индекс OHV.6. Разновидность пятой схемы («Татра-план-600» 1952 года). Здесь клапаны размещены под углом один к другому. Обе конструкции получили индекс OHV.7. Конструкция с валом в головке и V образным расположением клапанов, на которые кулачки действуют через коромысла («Москвич-412» 1967 года).7. Конструкция с валом в головке и V образным расположением клапанов, на которые кулачки действуют через коромысла («Москвич-412» 1967 года).

Для схем 5 и 6 дальнейший путь повышения быстроходности — уменьшение инерции движущихся деталей в клапанном приводе. При высоких оборотах силы инерции оказывают значительное сопротивление пружинам, вызывают упругие деформации штанг и коромысел. В итоге при достижении определенного, предельного числа оборотов теряется механический контакт между деталями привода, наступают сбои в работе мотора, падает мощность.

Облегчение штанг и коромысел не всегда самый дешевый (опять вмешивается экономика!) и удобный для массового производства (технология!) способ. В 50—60-е годы у отдельных моделей распределительный вал был заметно поднят относительно коленчатого вала. Для привода уже служили не шестерни, а цепная передача. Таким образом, штанги стали заметно короче, их инерция ощутимо меньше, и двигатели, выполненные по схемам 5 и 6, могли в обычном, серийном исполнении развивать 4000—5000 об/мин, а в форсированных вариантах без осложнений выдерживать 8000—8500 об/мин.

8. Распределительный вал в головке цилиндров и клапаны, стоящие в ряд («Опель-рекорд» 1972 года). Все эти схемы (рис. 7 и 8) обозначают ОНС или SOHC.8. Распределительный вал в головке цилиндров и клапаны, стоящие в ряд («Опель-рекорд» 1972 года). Все эти схемы (рис. 7 и 8) обозначают ОНС или SOHC.

Следующий логический шаг — поднять распределительный вал так высоко, чтобы вообще исключить толкающие штанги, то есть поместить его в головку двигателя (схемы 7 и 8). Потолок допустимых чисел оборотов тут еще выше — для серийных моторов 6000—6500 об/мин, а для гоночных — 9000—10000 об/мин. Вариация на тему OHC, но с V-образным расположением клапанов представлена на схеме 7, а более простой вариант привода, называемого OHC, показан на схеме 8, когда клапаны расположены в один ряд. Кулачковый вал может действовать на них непосредственно, как на модели «Альфа-ромео альфасуд», либо через одноплечие рычаги, как на «Жигулях», либо через коромысла, как на «Опель-рекорд».

И наконец, «высшую форму» клапанного механизма иллюстрирует схема 9. Она родилась давно. Ее отцом был швейцарец Э. Анри, который ввел два распределительных вала в головке цилиндров еще в 1912 году, благодаря чему сразу же получил 2200 об/мин Эта схема нашла широчайшее применение на гоночных моторах, а за последние 10 лет получила распространение и на серийных двигателях легковых машин. Первые сегодня вышли на рубеж 12 000 об/мин и даже превысили его, вторые уже освоили 6000 и 7000 об/мин. Переход от схем OHV к ОНС и 2ОНС означал прирост в мощности в среднем на 25—30%.

9. Два распределительных вала в головне цилиндров (ФИАТ-132 1974 года). Для всех разновидностей такой схемы свойствен «шифр» 2ОНС или DOHC.9. Два распределительных вала в головне цилиндров (ФИАТ-132 1974 года). Для всех разновидностей такой схемы свойствен «шифр» 2ОНС или DOHC.

Погоня за быстроходностью, идущая на протяжении всей истории автомобильного двигателя, заметно изменила его облик. Схемы 1 и 2 давно стали музейным достоянием, схемы 3 и 4 еще можно встретить на машинах прежних выпусков, и даже на двигателях грузовиков они почти изжили себя. За последнее время заметно сократилось число легковых моделей с клапанным механизмом типа OHV (схемы 5 и 6) и широкое распространение получили моторы с одним или двумя распределительными валами в головке цилиндров. Это и неудивительно. За девяносто с лишним лет серийный автомобильный двигатель стал в пятнадцать раз быстроходней.

Л. ШУГУРОВ, инженер (За рулем №1, 1978)

Управление и контроль противопожарных клапанов.

Есть 3 концептуальных подхода к организации управления противопожарными клапанами вентсистем.

  1. Используем шкаф управления и контроля клапанов.
  2. Управление клапанами — из шкафа, а контроль — шлейфами пожарных приборов.
  3. Управление и контроль клапанов специализированными модулями пожарной системы.

Рассмотрим подробнее эти подходы и в каких случаях целесообразнее применять каждый из них.

Введение.

Термины.

ОЗК — противопожарный клапан в общеобменной вентиляции (огнезадерживающий клапан).

ВД — вентилятор (система) дымоудаления.

ПД — вентилятор (система) подпора.

КДУ — клапан в системе дымоудаления.

КПВ — клапан в системе подпора воздуха.

Противопожарный клапан — это ОЗК, КПВ, КДУ.

АПС — автоматическая пожарная сигнализация.

Реверсивный — привод клапана имеет два входа: для движения в направление открытия или закрытия требуется подача питания на соответствующий вход.

С возвратной пружиной — клапан открыт при наличии питания и закрывается под действием пружины при снятии питания.

Какие бывают противопожарные клапана.

По назначению: огнезадерживающие, дымоудаления, подпора воздуха и двойного действия.

По способу действия: с возвратной пружиной и реверсивные.

По алгоритму работы: закрываются при пожаре, открываются при пожаре, закрываются при пожаре и открываются после запуска пожаротушения для удаление огнетушащего вещества.

Применяемые клапана.

ОЗК, обычно, с возвратной пружиной — закрываются при пожаре.

КДУ и КПВ должны быть реверсивными.

Клапана двойного действия — это ОЗК, которые реверсивные. Не имеет смысла применять реверсивные приводы для ОЗК, которые не подразумевается использовать в качестве клапанов двойного действия.

Особенности, которые надо учитывать.

1. Для КДУ и КПВ мы обязательно должны контролировать целостность линий управления и задача контроля целостности цепи 220В сама по себе не простая. Контроль линий ОЗК под вопросом.

2. Для всех клапанов мы должны контролировать положение заслонки клапана.

3. Запуск достаточно мощного вентилятора необходимо осуществлять только если открыт хотя бы один клапан соответствующей вентиляционной системы.

Были случаи вываливания клапана подпора воздуха, когда вентилятор включился при закрытом клапане, или складывания вентиляционного короба, когда включение вентилятора дымоудаления произошло при закрытых всех клапанах.

4. Существует требование наличия кнопки для местного опробования клапана:

СП 60.13330.2012 п. 12.4 «Дымовые и противопожарные клапаны, дымовые люки, фонари, фрамуги и окна, а также противодымные экраны с опускающимися полотнами, предназначенные для противодымной защиты, должны иметь автоматическое, дистанционное и ручное (в местах установки) управление».

5. Должен быть контроль целостности линии подачи сигнала управления из АПС в шкаф управления клапаном, если управление осуществляется из шкафа.

Способы управления и контроля противопожарных клапанов.

Здесь рассмотрим вопросы управления клапанами вообще, и в первую очередь КДУ и КПВ.

Управление клапанами ОЗК несколько проще, чем КДУ и КПВ, поскольку они не реверсивные и нет необходимости контроля двух положений и, возможно, не нужно контролировать целостность цепи катушки привода.

1. Используем шкаф управления и контроля клапанов.

Весь функционал по управлению и контролю сосредоточен в одном шкафу.

На шкаф подается сигнал «Пуск» из внешних систем и шкаф выдает диагностические сигналы состояния во внешние системы.

Это древний, самый дорогой и самый надежный способ. Шкафы управления противопожарными клапанами работают как часы до сих пор.

Главная особенность — к каждому клапану КДУ и КПВ от шкафа необходимо тянуть 5-ти или даже 6-ти проводной силовой кабель, что недешевое удовольствие.

Бывают как отдельные шкафы управления клапанами, так и шкафы управления, в которых совмещены управление клапанами и вентилятором одной вентсистемы.

Раньше были только шкафы управления с релейной логикой. Теперь появляются шкафы управления с контроллерами.

1.1. Совмещенные шкафы с релейной логикой.

Совмещение имеет смысл и возможно, когда все параметры объекта заранее известны и можно не ошибиться с выбором заказного шкафа, что бывает очень редко.

На совмещенный шкаф подается один сигнал, по которому и открываются/закрываются клапана и запускается/останавливается вентилятор.

Если система дымоудаления или подпора воздуха мощная, то имеет смысл использовать именно совмещенный шкаф с целью надежного контроля запуска двигателя только с открытым клапаном — иначе цена ущерба от смятого воздуховода может превысить экономию на шкафу.

Совмещенный шкаф управления вентилятора и клапанов с релейной логикой имеет смысл использовать, если в системе 1-3 КДУ или КПВ. И никто не предъявит за контроль целостности.

С совмещенного шкафа выдается совокупные сигналы: «Все клапана закрыты», «Все клапана открыты», «Вентилятор запущен», «Авария(не готов)». Обычно в таком совмещенном шкафу присутствует логика, которая не позволяет запускаться вентилятору, если не открыт клапан. Если клапанов несколько, то логика разрешения запуска работает по схеме «И» или «ИЛИ».

Вот пример такого шкафа: ВЕЗА ШСАУ.

Одна из моделей — «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2«:

ВПД означает, что шкаф подпора воздуха, 4П1 — что один вентилятор 4кВт, 3К2 — три клапана с 2-мя каналами управления (реверсивных).

Из схем видно, что шкаф работает по схеме «И» — должны открыться все клапана, чтобы вентилятор запустился.

Можно встретить и более примитивные шкафы управления вентилятором и клапанами, которые лишь формально можно такими назвать:

Часто можно видеть, когда клапана подключаются через дополнительные НО/НЗ контакты пускателя вентилятора или даже к одному из фазных проводников на вентилятор (если это не реверсивный клапан) и при этом вообще не задействуются сигналы состояния.

В шкафах управления с релейной логикой не осуществляется контроль целостности обмоток приводов клапанов. Это незаконно для КДУ и КПВ, но все равно повсеместно используется.

1.2. Шкаф с релейной логикой специально для клапанов.

Может быть отдельный шкаф для управления клапанами без функции управления вентилятором.

Это будет шкаф, подобный рассмотренному выше.

Такой способ управления клапанами больше подходит для клапанов ОЗК или поэтажного управления клапанами КДУ и КПВ.

Должно быть два совокупных выхода: «все клапана открыты» и «все клапана закрыты» — это разные выхода и не являются инверсными вариантами одного и того же выхода.

Выход «все клапана открыты» используется для разрешения запуска вентилятора соответствующих вентсистем. Выход «все клапана закрыты» — для диспетчеризации в противопожарной системе.

1.3. Шкаф на контроллерах для вентилятора и клапанов.

Это уже будет полноценный совмещённый шкаф для управления вентиляторами ПД (подпора воздуха) и ВД (дымоудаления) а также соответствующими КДУ и КПВ.

Применение контроллеров позволяет решить вопрос контроля целостности и обеспечения сигналов диспетчеризации, что позволяет довести параметры шкафов до требования норм.

Как пример, приведу интересный блочно-модульный шкаф управления вентилятором и одним клапаном Абовян Технолоджи.

Блок релейной логики BU-SHU-DU, отвечает за получение команд от системы ППУ (прибора пожарного управления) и УДП (устройства дистанционного управления), а также за диспечеризацию шкафа.

Блок релейной логики BKL, отвечает за определение неисправности подключенного электродвигателя.

Блок релейной логики BU-K, отвечает за управление одним КПВ или КДУ.

Для увеличения числа управляемых клапанов необходимо добавить нужное количество блоков BU-K.

2. Управление клапанами — из шкафа, а контроль — шлейфами пожарных приборов.

Это мой любимый способ управления ОЗК. В нем совмещены простота реализации, надежность работы и минимизация стоимости.

Ведь при пожаре ОЗК должны просто обесточиваться, как и простые вентсистемы.

Контролировать линию питания ОЗК нет необходимости.

Этот способ сейчас актуален только для ОЗК и не имеет смысла для КДУ и КПВ.

Под «шкафом управления клапанами ОЗК» может пониматься просто реле, пускатель или расцепитель на DIN-рейке в любом другом шкафу или боксе.

Сигналы управления клапанами подаются из шкафов управления вентиляцией или дополнительных релейных модулей пожарной сигнализации.

Это может быть дополнительный контакт пускателя вентилятора или контакт реле шкафа управления вентилятором.

В качестве реле управления клапанами ОЗК можно использовать релейный усилитель «УК-ВК» или блок расширения сигнально-пусковой «С2000-СП1 исп.1».

Можно организовать схему управления клапанами совершенно независимой от шкафов управления вентиляторами: вентиляция в своем разделе проекта, а клапана в разделе проекта АПС.

Для управления клапаном можно применить релейный модуль расширения, включенный в состав системы АПС, или реле, управляемое сигналом из АПС.

Для всех клапанов на объекте может быть один управляемый выход, к которому и подключаются все клапана, как осветительные приборы к выключателями.

Контроль состояния клапанов будет осуществляться адресными метками, установленными возле клапанов, или шлейфами любого пожарного прибора, хоть «Сигнал20».

Если прибор не предусматривает тип шлейфа «Технологический» можно использовать «Охранный шлейф».

Отображение состояния — средствами системы пожарной сигнализации, например — те ми же индикаторами состояния шлейфа «Сигнал20».

Часто встречаются даже способы, когда реверсивными клапанами управляют при помощи перекидного контакта «С2000-СП1 исп.1» или двух дополнительных контактов НО/НЗ контактора вентилятора.

3. Управление и контроль клапанов специализированными модулями пожарной системы.

С появлением требования чтобы КДУ и КПВ были реверсивными и контролировалась целостность цепей управления, применение способов управления с только релейной логикой стало проблематичным.

Проблема может решаться, включением в цепи управления устройства контроля линий связи и пуска (силовое) УКЛСиП (С):

На практике, правда, ни разу не видел подобное и самому в голову не пришло запроектировать.

Но если мы размещаем УКЛСиП (С) в шкафу, то проблема кнопок локального опробования — в момент нажатия кнопки ручного опробования возникнет сигнал аварии линии.

Распространенным решением всех проблем стало появление в линейке продуктов производителей систем АПС специализированных модулей управления клапанами.

Самыми популярными являются модули адресных систем Болид и Рубеж: «МДУ-1» и «С2000-СП4»:

Есть много альтернативных экзотических решений у других производителей адресных систем пожарной сигнализации.

Модули управления клапанами и другой нагрузкой 220В имеют и контроль целостности цепей и шлейфа состояний и даже кнопки опробования и индикаторы состояний.

Вот коллекция ссылок на страницы модулей управления (адресных и шлейфовых) клапанами от различных производителей:

БР-4 (ПСК-Модуль), ИСМ-220 (Сигма), МАКС-У (Юнитроник), ВЭРС-АСД(У) (ВЭРС), Z-027 (Z-Line), МС322 (Плазма-Т), БУОК (Форинд), БР-1+ (Кластер Автоматики), БУКП-4 (Гольфстрим-Автоматика), БУЭП (ТДС Прибор), КУПТ-06 (Миртен), IMP3 (Лиора), Карат БР4 (Сибирский арсенал), БР-1М (Сис ПБ), ИСМ220 ИСП4 (Рубикон), МС322 (Плазма-Т), МАКС-УРП (Юнитроник), БКПБКП220/РК (Гефест), Астра-БРА (Астра-А Теко).

Надо будет изучить все эти модели подробнее и сделать обзор, хотя всегда оказывается на практике все не так, как предполагал.

При использовании модулей управления клапанами необходимо развести по объекту два кабеля, соединяющие все модули: адресную линию связи и сетевой кабель питания.

Такое решение призвано значительно удешевить и упростить систему противодымной защиты.

Проблемы управления клапанами при различных способах реализации.

Проблемы управления клапанами со шкафов.

Контроль и диспетчеризация. Недостатки шкафа «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2» в том, что нет контроля целостности линий и нет совокупного выходного сигнала о том, что все клапана закрыты. Все это требует дополнительных элементов шкафа, что ведет к усложнению схемы и удорожанию.

Контроля целостности линий управления клапанами не видел ни у одного шкафа с релейной логикой. Другое дело — шкаф из блоков.

Дистанционное и ручное (в местах установки) управление. С небольшой натяжкой можно считать, что у шкафа «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2» есть способ осуществить дистанционное ручное управление при помощи клемм для подключения пульта дистанционного управления ПДУ.

Но как осуществить ручное управление в местах установки клапанов, которые подключены к шкафу управления? Тогда нужно постоянное присутствие и нуля и фазы в месте подключения клапана, что влечет за собой необходимость применения 6-ти проводного кабеля для реверсивных клапанов (0, фаза, сигнал «открыт», сигнал «закрыт», сигнал на открытие, сигнал на закрытие).

Шкаф «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2» для подключения клапанов требует именно 6-ти проводной кабель, хотя, казалось бы, можно было бы обойтись и 5-ти проводным, используя общий 0.

Если клапана управляются при помощи шкафов управления, то на панели шкафа управления может быть кнопка опробования каждого клапана — вероятно эти кнопки прокатят в качестве местного ручного управления.

Сигналы состояния клапанов. Самая большая проблема такого способа вообще — необходимость привести сигнал состояния заслонки клапана. Это сигналы силовой логики, поэтому нужны силовые кабеля.

Например, в приведенном выше шкафу, в следствии того что общим для управления клапана есть 0, а общим для контроля клапана есть фаза, то к каждому клапану необходимо протянуть кабель с 6-ю проводниками. Огнестойкий силовой кабель с 6-ю проводами — это дорогой кабель В схеме для подсоединения клапана вообще предусмотрено 7 клемм, хотя две из них можно объединить.

Более удачные схемы шкафов требуют проводки 5-ти проводного кабеля.

Даже если управление клапанов может осуществляться одним кабелем, идущим от шкафа по всем клапанам (что возможно только для ОЗК), а клапана подключаться в цепь параллельно — все равно сигналы состояния должны быть индивидуально собраны от каждого клапана.

Проблемы управления клапанами с использованием модулей.

Если требуется блокировка запуска противодымного вентилятора пока не открыт хотя бы один (или все) клапан соответствующей противопожарной вентиляционной системы — то эта задача ложиться на сценарии, выполняемые в контроллере АПС.

В качестве примера зависимой работы — сценарии Рубеж Firesec 3 управления противопожарным вентилятором и клапаном.

Пусконаладочные работы сложнее. Система оказывается должна быть проще в монтаже и дешевле (что не факт), но непременно будет сложнее в настройке.

К примеру, вот инструкция по настройке блока С2000-СП4.

Оказалось, что подружить приводы клапанов и модули управления нелегко. У дешевых приводов (а для ОЗК будут установлены именно дешевые приводы) что-то не так с сопротивлением обмотки. Необходимо подбирать дополнительные сопротивления и конденсаторы в силовую цепь управления приводами, чтобы модуль управления все время не ругался на обрыв или КЗ линии управления.

Производитель С2000-СП4 предлагает такие решения:

Но в итоге на объектах можно увидеть такую картину:

Резистор нагревается до температуры плавления пластика.

Более того, оказалось что клапаны бывают «вырубленные топором», что не позволяет корректно настроить работу концевых датчиков хода. Если шлейф, при невозможности настройки, можно обмануть, то модуль ругается и глючит.

Поэтому сам стараюсь избегать модулей управления клапанами для огнезадерживающих клапанов. А вот с дымоудалением и подпором воздуха ничего не поделаешь — тут только модули. Если конечно на объекте не запроектированы шкафы с релейной логикой.

Ручное управление в местах установки клапанов.

Это очень неприятное требование.

При использовании адресных датчиков и адресных модулей управления клапанами (то-есть при наличии адресных линий) часто эту задачу решают применением желтых адресных устройств дистанционного пуска (УДП).

Считаю это неправильно, поскольку пуск не ручной, а посредством АПС.

И думаю что лучше использовать кнопочные посты «ПКЕ 212-1», которые стоят 70р.

Бывают ПКЕ с одной и двумя группами контактов.

Если применяется модуль управления клапаном, то ПКЕ подключается на соответствующий вход, который есть у каждого такого модуля.

На некоторых объектах можно видеть даже такое:

Если клапан управляется релейной логикой, то для ОЗК ПКЕ разрывает фазу при нажатии, а для КДУ и КПВ — ПКЕ обрывает фазу на закрытие и замыкает фазу на открытие. В этом случае фаза должна всегда присутствовать в месте подключения клапана. Если шкаф контролирует целостность цепи клапана, то будет сформирован сигнал «Авария».

Считаю что кнопки местного опробования клапанов не должны быть сертифицированы, поскольку они не участвуют в системе противопожарной безопасности здания — только служат для техобслуживания и пусконаладки.

Если клапана управляются при помощи шкафов управления, то на панели шкафа управления может быть кнопка опробования каждого клапана — вероятно эти кнопки прокатят в качестве местного ручного управления.

Контроль целостности цепи управления клапанами.

Как видно из всего вышесказанного, основная проблема с клапанами возникает в связи с требованием контроля целостности цепи управления потребителем 220В.

Эта непростая задача стоит отдельного рассмотрения: «Проблема непрерывного контроля целостности цепи управления 220В».

Еще записи по теме
Схема управления огнезадерживающим клапаном КПУ-1Н с электроприводом в формате dwg

В данной статье будет рассматриваться схема управления огнезадерживающим (противопожарным) клапаном типа КПУ-1Н-0-Н-МП220-Т компании ООО «ВЕЗА» с электроприводом с пружинным возвратом типа BF230 производства фирмы BELIMO (Швеция).

Принцип работы клапана.

При подаче питания на электропривод клапана, заслонка клапана открывается, взводиться возвратная пружина. При прекращении подачи питания под воздействием возвратной пружины заслонка клапана закрывается (защитное положение клапана).

Управление клапаном возможно вручную с использованием рукоятки ручного взвода пружины, либо дистанционно с пульта управления путем подачи питания на привод.

Исходя из принципа работы огнезадерживающего клапана с электроприводом с пружинным возвратом, реализована схема управления клапана.

Так при срабатывании пожарных извещателей, контакт от АПС размыкает цепь питания промежуточного реле KL5, соответственно контакты 11-14 реле KL5 размыкаются, тем самым обесточивая электропривод клапана и под воздействием возвратной пружины заслонка клапана закрывается. В это время загорается сигнальная лампа «Пожар» и звенит звонок. Снятие звукового сигнала осуществляется кнопкой SB2 (кнопка без самовозврата).

Если подача питания на привод восстановится, клапан обратно откроется.

В данной схеме предусмотрено также ручное закрытие клапана с помощью кнопки SB1 (кнопка без самовозврата).

На сигнальные лампы выведены сигналы: «Ввод №1», «Ввод №2», «Заклинивание клапана», «Клапан открыт», «Клапан закрыт», «Пожар».

Схему управления огнезадерживающим (противопожарным) клапаном типа КПУ-1Н-0-Н-МП220-Т с электроприводом с пружинным возвратом выполненную в программе AutoCad в формате dwg, вы можете скачать абсолютно бесплатно.

Поделиться в социальных сетях

Схема клапана

— это … Что такое схема клапана?

  • Клапан — Эта статья посвящена устройству управления потоком. Для разработчика игры, см. Valve Corporation. Электронный компонент см. В разделе «Вакуумная трубка». Для других целей, см. Valve (значения неоднозначности). Эти водяные клапаны управляются ручками. Клапан это … … Википедия

  • Клапанная шестерня — Клапанная шестерня парового двигателя — это механизм, который управляет впускным и выпускным клапанами для впуска пара в цилиндр и, соответственно, для выпуска отработанного пара в правильные точки цикла.Иногда его называют… Википедия

  • Усилитель клапана — Усилитель клапана или ламповый усилитель — это тип электронного усилителя, который использует вакуумные трубки вместо полупроводниковых полупроводниковых приборов (таких как транзисторы). Как и любой другой электронный усилитель, они служат для увеличения мощности и / или…… Wikipedia

  • Шток клапана — Для вала, который передает движение снаружи внутрь клапана, см. Клапан № Шток.Шток клапана представляет собой автономный клапан, который открывается для впуска газа в камеру (например, воздуха для накачивания шины), а затем автоматически закрывается и…… Wikipedia

  • Митральный клапан — Передний (фронтальный) вид открытого сердца. Белые стрелки указывают на нормальный кровоток. (Митральный клапан обозначен в центре справа.)… Википедия

  • Диаграмма объема давления — Термодинамика… Википедия

  • Глобальный клапан — Глобальный клапан — это тип клапана, используемый для регулирования потока в трубопроводе, состоящий из подвижного элемента дискового типа и неподвижного кольцевого седла в общем сферическом корпусе.[cite web url = http://www.answers.com/topic/globe title title = Globe…… Wikipedia

  • Диаграмма трубопроводов и контрольно-измерительных приборов — Диаграмма / чертеж трубопроводов и контрольно-измерительных приборов (P ID) — это диаграмма в обрабатывающей промышленности, которая показывает трубопроводы технологического процесса вместе с установленным оборудованием и контрольно-измерительными приборами. Содержание 1 Содержание и функции 2 Список элементов P ID 3… Wikipedia

  • Piping \ x26 Схема контрольно-измерительных приборов — Схема контрольно-измерительных приборов для трубопроводов Saltar a navegación, búsqueda Un Диаграмма контрольно-измерительных приборов для трубопроводов (P ID) и схема, представляющая собой естественный процесс обучения, в том числе инструментальные средства.Contenido 1 Contenido y…… Википедия Español

  • Электромагнитный клапан — Электромагнитный клапан — это электромеханический клапан для работы с жидкостью или газом. Клапан управляется электрическим током через соленоид: в случае двухпортового клапана поток включается или выключается; в случае трехпортового клапана,…… Википедия

  • Схема трубопроводов и контрольно-измерительных приборов — Диаграмма инструментов и инструментов (DTI) Тубиен Коноцидо дель Идиома в сочетании с диаграммой трубопроводов и контрольно-измерительных приборов (P ID) и Диаграмма состояния окружающей среды и окружающей среды США, а также оборудование для установки и работы… Википедия Español

  • ,Схема клапана

    — это … Что такое схема клапана?

  • Клапан — Эта статья посвящена устройству управления потоком. Для разработчика игры, см. Valve Corporation. Электронный компонент см. В разделе «Вакуумная трубка». Для других целей, см. Valve (значения неоднозначности). Эти водяные клапаны управляются ручками. Клапан это … … Википедия

  • Клапанная шестерня — Клапанная шестерня парового двигателя — это механизм, который управляет впускным и выпускным клапанами для впуска пара в цилиндр и, соответственно, для выпуска отработанного пара в правильные точки цикла.Иногда его называют… Википедия

  • Усилитель клапана — Усилитель клапана или ламповый усилитель — это тип электронного усилителя, который использует вакуумные трубки вместо полупроводниковых полупроводниковых приборов (таких как транзисторы). Как и любой другой электронный усилитель, они служат для увеличения мощности и / или…… Wikipedia

  • Шток клапана — Для вала, который передает движение снаружи внутрь клапана, см. Клапан № Шток.Шток клапана представляет собой автономный клапан, который открывается для впуска газа в камеру (например, воздуха для накачивания шины), а затем автоматически закрывается и…… Wikipedia

  • Митральный клапан — Передний (фронтальный) вид открытого сердца. Белые стрелки указывают на нормальный кровоток. (Митральный клапан обозначен в центре справа.)… Википедия

  • Диаграмма объема давления — Термодинамика… Википедия

  • Глобальный клапан — Глобальный клапан — это тип клапана, используемый для регулирования потока в трубопроводе, состоящий из подвижного элемента дискового типа и неподвижного кольцевого седла в общем сферическом корпусе.[cite web url = http://www.answers.com/topic/globe title title = Globe…… Wikipedia

  • Диаграмма трубопроводов и контрольно-измерительных приборов — Диаграмма / чертеж трубопроводов и контрольно-измерительных приборов (P ID) — это диаграмма в обрабатывающей промышленности, которая показывает трубопроводы технологического процесса вместе с установленным оборудованием и контрольно-измерительными приборами. Содержание 1 Содержание и функции 2 Список элементов P ID 3… Wikipedia

  • Piping \ x26 Схема контрольно-измерительных приборов — Схема контрольно-измерительных приборов для трубопроводов Saltar a navegación, búsqueda Un Диаграмма контрольно-измерительных приборов для трубопроводов (P ID) и схема, представляющая собой естественный процесс обучения, в том числе инструментальные средства.Contenido 1 Contenido y…… Википедия Español

  • Электромагнитный клапан — Электромагнитный клапан — это электромеханический клапан для работы с жидкостью или газом. Клапан управляется электрическим током через соленоид: в случае двухпортового клапана поток включается или выключается; в случае трехпортового клапана,…… Википедия

  • Схема трубопроводов и контрольно-измерительных приборов — Диаграмма инструментов и инструментов (DTI) Тубиен Коноцидо дель Идиома в сочетании с диаграммой трубопроводов и контрольно-измерительных приборов (P ID) и Диаграмма состояния окружающей среды и окружающей среды США, а также оборудование для установки и работы… Википедия Español

  • ,

    ДИАГРАММА КЛАПАНА 4L60E

    Схема корпуса клапана 4l60e: Обратный клапан Ss.

    4l60e Схема корпуса клапана

      корпус клапана

    • Обычно считается мозг трансмиссии, большинство переключающих клапанов трансмиссии расположены в нем.

    Диаграмма

    • Фигура, состоящая из линий, которая используется для иллюстрации определения или утверждения или для помощи в доказательстве предложения
    • создайте схематический или технический чертеж, который показывает взаимодействие между переменными или как что-то строится
    • Упрощенный чертеж, показывающий внешний вид, структуру или работу чего-либо; схематическое представление
    • Схематизация

    • : создание схемы или схемы системы
    • чертеж, предназначенный для объяснения того, как что-то работает; чертеж, показывающий соотношение между деталями
      4l60e

    • Turbo-Hydramatic является зарегистрированной торговой маркой семейства автоматических трансмиссий, разработанных и изготовленных General Motors.Эти трансмиссии соединяют трехэлементный гидротрансформатор с планетарным ремнем Simpson, обеспечивая три скорости вперед и назад.

    Передача GMC 4L60E разделяет Chevrolet Ratainer с пружинами

    4L60E, фиксатор с пружиной, низкая / обратная муфта (1982-Up) (8642227) (хорошо — используется)

    4L60E, Sprag, Low / Reverse (Wide) (1987-1996)

    См. Также:
    задвижка класса
    тройной эксцентриковый дроссельный клапан
    Bermad воздушный выпускной клапан
    перепускной клапан
    дроссельный клапан пневматический привод
    гидравлический быстродействующий выпускной клапан
    воздушный клапан грузовик
    запираемый водяной клапан
    впускной клапан радиатора
    застрял
    .Базовая гидравлическая система

    — Компоненты / детали, конструкция и принципиальная схема

    В гидравлической системе усилие, которое применяется в одной точке, передается в другую точку с помощью гидравлической жидкости под давлением. basic hydraulic principle

    Компоненты гидравлической системы и гидравлическая схема hydraulic system components

    1. Резервуар / Нефтяной бак

    Они используются для удержания гидравлического масла.

    2. Гидравлический насос

    Они используются для создания давления гидравлической жидкости и проталкивания жидкости через систему.Существует три типа гидравлического насоса:

    I. Насос с постоянным рабочим объемом — Эти насосы имеют установленную скорость потока, что означает, что каждый ход двигателя перемещает одинаковое количество жидкости. Насосы с фиксированным рабочим объемом идеально подходят для одиночных работ, которые должны повторяться бесконечно в течение длительных периодов времени. Существует три типа насосов с фиксированным рабочим объемом: шестеренный насос, героторный насос, винтовой насос.

    II. Насос с переменным рабочим объемом — In Насосы с переменным рабочим объемом могут изменять скорость потока и давление на выходе при работе насоса.Они используются для питания самых разных инструментов, но требуют больших затрат и внимания. Существует четыре типа насосов переменного рабочего объема: изогнутый осевой насос, аксиально-поршневой насос, радиально-поршневой насос, роторно-лопастной насос.

    III. Ручной / Ручной Гидравлический насос — Этими насосами управляют вручную и ногой.

    Символ насоса, используемого в принципиальной схеме гидравлической системы

    hydraulic pump symbol used in hydraulic system

    .