Классификация дренажей: Дренажи, их назначение и классификация | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Дренажные системы (назначение и классификация)

Дренажные системы (назначение и классификация)

Студия ландшафтного дизайна «Хортус» выполняет комплексные услуги по организации дренажных систем на приусадебных участках. Избыточная влага губительна для любого приусадебного участка. В отсутствие естественного кондиционирования зеленые насаждения «задыхаются». Недостаток кислорода в почве — прямой путь к образованию гнилостных процессов. Поэтому наличие дренажной системы — это обязательное условие плодоносящего сада или цветущей усадьбы.

Способы осушения

Современные технологии позволяют реализовать самые смелые ландшафтные проекты. Большое значение при этом уделяется дренажным системам.

Удалить избыток влаги можно двумя способами точка:

  • Осушением.
  • Дренажем.

Естественное осушение является классическим способом, известным с древних времен. Способ заключается в том, что на участке устраивается сеть открытых каналов, которые обеспечивают естественный отток лишней влаги. Дренажная система — это более современный и одновременно более сложный способ. Он заключается в устройстве на участке подземных водостоков.

Дренажные системы (назначение и классификация)

Именно тот факт, что водосток является подземным, послужил тому, что технология получила второе название: «закрытый дренаж». Для мелиорации это незаменимая технология, актуальная не только для ландшафтного проектирования России, но также Америки и Британии.

Суть метода заключается в том, что трубы или иные полости выводятся за пределы участка. По ним стекает лишняя влага. На первый взгляд, это простая, даже примитивная система. Однако для того чтобы грамотно устроить ее у себя на участке, нужно профессиональное участие.

Дренажные системы (назначение и классификация)

Классификация дренажных систем

Более всего дренажная система актуальна для сельского хозяйства. Гидротехническая мелиорация — это целая наука, благодаря которой сельскохозяйственные угодья способны приносить хороший урожай. В лесном хозяйстве, или ландшафтном строительстве дренажная система претерпела специфические корректировки. Отличие дренажных систем заключается от их целевого использования.

 В частности, на рынке современных услуг по организации ландшафтного пространства актуальны виды дренажей:

  • Расширяющий (нейтрализует избыток соли в орошаемых землях; требуется для засушливых зон и на приусадебных участках, отведенных под формирование какого-либо дизайнерского проекта).
  • Осушительный (является эффективным для оттока избыточного увлажнения; актуален для торфяных и излишне наполненных минеральными компонентами почв).
  • Аэрационный (данный способ провоцирует интенсивные процессы газообмена в глинистых почвах; является эффективным для ландшафтного строительства, если проект реализуется в холодных почвах).

Аэрационный способ дренажа нашел свое применение также в реставрационных проектах. Исторически ценные строения, возведенный из дерева, часто имеют земляной подвал. В этом случае реставрационные работы не могут быть продолжены до тех пор, пока из подвала не будет выведена излишняя влага. Осушительных мероприятий по стандартной схеме для этого недостаточно, поэтому специалисты рекомендуют использовать аэрационный способ.

Принцип действия

Как же работают дренажные системы? Специалисты подразделяют несколько видов дренажных систем в зависимости от того, как они работают.

К ним, в частности, относятся:

  • Систематический дренаж. Пропорциональное распределение труб на всем участке.
  • Выборочный дренаж. Обрабатываются отдельные локальные участки территории.
  • Головной дренаж. Перехватывается и нейтрализуется избыток грунтовых вод, которые просачиваются на участок с возвышенности. Используется также при подтоплении.

Специалисты выделяют также еще одну классификацию дренажных систем: по природным и экономическим условиям.

В этой классификации выделяются два вида дренажей: горизонтальный и вертикальный. При вертикальной системе водостоки устраиваются «стоя», но с незначительным уклоном в направлении оттока воды. При горизонтальной системе устраиваются траншейные системы с уклоном в сторону оттока.

Суммируя все данные о способах организации дренажной системы, можно заказать ландшафтный дизайн под ключ нашим специалистам.Дренажные системы (назначение и классификация)

Виды дренажей по конструкции, глубине

Добавить в закладки Версия для печати

Разработка системы отвода грунтовых вод от фундамента является первостепенной задачей для большинства домовладельцев. Существуют различные виды дренажей, конструкция каждого из них используется в строительстве для достижения определенных целей.

Типы по глубине залегания

Дренаж – это система для отвода грунтовых вод или их разветвления по участку при помощи специальных водопроводов (дренов). Он выполняет множество необходимых функций, начиная от защиты подвала и несущей системы фундамента от подтапливания, и заканчивая обеспечением нормального естественного полива растений.

По глубине залегания бывают такие виды канализационных дренажей:

  1. Поверхностный;
  2. Подземный.

Поверхностные отличаются простотой своей конструкции. На участке использование этих систем необходимо для отвода атмосферных вод, к примеру, после дождя. Главным их достоинством является то, то дрены легко просматриваются и при необходимости очищаются. Они могут быть закрытого и открытого типа. Закрытые оснащаются защитной решеткой, которая препятствует попаданию в дренаж листьев или грязи. Открытые часто декорируются под пруд, придавая изюминку ландшафтному дизайну. Стандартно глубина поверхностных дренажей редко превышает 100 сантиметров, но при необходимости их можно немного углубить, чтобы контролировать поток верховодки.

поверхностный открытого видаповерхностный открытого видаФото – поверхностный открытого вида

Подземный зачастую имеет более сложное устройство. Он используется для отведения воды от подвалов или орошения земли на участке, которая находится на возвышенности. За счет того, что глубина залегания может находиться в диапазоне от 1,5 метров до 3, они применяются для отвода глубинных грунтовых вод.

Классификация по конструкции

И поверхностный, и подземный дренаж могут иметь различное конструктивное исполнение. Поверхностные бывают такого вида:

  1. Линейные;
  2. Точечные.

В большинстве современных домов устанавливаются линейные дренажи, они максимально эффективны в работе. В них дрены помогают уводить паводковые воды от фундамента, деревьев, подсобных помещений посредством земляных каналов. Эти каналы могут уходить в септик или выводить излишнюю жидкость просто за пределы участка.

поверхностныйповерхностныйФото – поверхностный

Точечные или местные более просты в создании. Они располагаются только в низинных точках участка, благодаря чему не требуют больших затрат средств и сил для обустройства. Представляют собой не привычные дренажи, а скорее отдельно установленные колодцы, которые могут быть открытого и закрытого типа. Помимо этого многие специалисты рекомендуют создавать искусственные углубления вдоль подпорных стенок, наружных канализаций и водопроводов и т. д.

Виды подземных систем:

  1. Вертикальные;
  2. Горизонтальные;
  3. Комбинированные.

Вертикальные считаются самыми сложными из всех описанных видов. Они представляют собой сложную конструкцию, в которой в качестве ливневых дренов установлены вертикальные шахты. Из них вода попадает в магистраль, откуда выводится в септик.

схема вертикальногосхема вертикальногоФото – схема вертикального

Горизонтальный дренаж – это простая система, подобная поверхностной, но установленная на более высокой глубине. Он может быть засыпным, закрытым дорожками или оборудованным специальными трубами с отверстиями. Все эти типы часто применяются для создания естественного осушения земли.

комбинированныйкомбинированныйФото – комбинированный

Видео: Как сделать дренаж почвы на даче

Монтаж разных видов

В зависимости от количества и потребностей, можно использовать разные способы установки системы. Если поверхностный дренаж монтируется чаще всего просто по периметру здания, то подземный имеет более широкий спектр применения. По установке глубинный дренаж бывает:

  1. Кольцевой;
  2. Пристенный;
  3. Пластовый.

Кольцевой необходим для осушения подвалов и фундаментов. Он не приближается к стенам здания, но позволяет контролировать количество осадков (как талых, так и дождевых вод). Его удобнее всего использовать на песчаном грунте или суглинках, где не требуется особых усилий для мелиорации. Свое название он получил благодаря особой конструкции. Все дрены замыкаются в единую систему – кольцо без применения септических колодцев. Лишняя влага сама при помощи отверстий в трубах уходит в более глубокие слои земли.

подвид кольцевогоподвид кольцевогоФото – подвид кольцевого

Пристенный необходим для защиты дорог, домов, растений и т. д., которые расположены на глинистой почве. Он размещается практически под периметров осушаемого здания или другой постройки и обеспечивает максимальную эффективность при относительной простоте конструкции. В зависимости от типа здания и участка разрешается совмещать кольцевые и пристенные дренажи. Вода с их помощью собирается и частично переправляется отверстиями в дренах в глубинные слоя земли, оставшаяся влага скапливается в колодцах, установленных на определенном расстоянии от стен.

классический пристенныйклассический пристенныйФото – классический пристенный

Если требуется установка водопроводной системы, которая предупредит любое проникновение влаги в подвал или дом в условиях водоносного пласта, то используется пластовый дренаж. Это самая сложная система их всех перечисленных. Этот вид системы можно назвать искусственным прудом, который установлен в самой низкой точке участка. Его стенки укреплены глиной, щебнем или песком, к ним походят магистральные дрены, которые разветвлены по всему участку. Собирающаяся влага может использоваться для полива или других технических потребностей.

пластовый видпластовый видФото – пластовый вид

Без специальной автоматики, т. е. «на глаз» очень сложно определить, какой именно вид дренажа необходим. Перед началом монтажа любой системы требуется обязательно проконсультироваться с геодезистами Вашего региона.

Классификация и назначение подземных дренажей — КиберПедия

Все подземные дренажи по своему целевому назначению разделяют на следующие группы:

1) промышленный и городской дренажи — для длительного понижения уровня подземных вод на территориях существующих или вновь застраиваемых промышленных предприятий, городов и других населённых пунктов;

2) сельскохозяйственный дренаж — для осушения почвогрунтов на площадях, занятых сельскохозяйственными и лесными культурами;

3) строительный дренаж — для временного (на период строительства) понижения уровня подземных вод на отдельных участках строительства;

4) противооползневой дренаж — для понижения уровня подземных вод в оползневых склонах с целью повышения их устойчивости;

5) дорожный (для авто- и железных дорог) дренаж — для понижения уровня подземных вод в основании дорог или же для осушения тела дорожного полотна в насыпи;

6) аэродромный дренаж — для осушения грунтов оснований лётных полей аэродромов и улучшения их строительных свойств и предотвращения выпучивания глинистых и пылеватых грунтов при их промерзании.

 

Конструктивные особенности подземных дренажей

В зависимости от конструктивных особенностей дренажных устройств, предназначенных для захвата (каптажа) дренажных вод, можно выделить следующие системы подземных дренажей: горизонтальные, вертикальные и комбинированные.

Горизонтальные дренажи являются наиболее распространёнными в городском строительстве. Они представляют собой открытые лотки, но чаще перфорированные трубы, снабжённые фильтрующим устройством. Трубы заглубляют в водоносный пласт ниже уровня грунтовых вод и уклады­вают с продольным уклоном, обеспечивающим безнапорное движение при неполном заполнении коллектора.

Вертикальный дренаж проектируют в тех случаях, когда при наличии мощного водоносного горизонта требуется большое понижение УГВ, а горизонтальный дренаж нецелесообразно закладывать на большой глубине. Он представляет собой группу трубчатых колодцев, объединённых общими водоотводными и сбросными сетями. Фильтрующую часть этих колодцев значительно заглубляют в водоносный пласт, обеспечивая поддержание свободного уровня воды в колодцах на большой глубине.

Комбинированный дренаж представляет собой сочетание вертикальных дhен с самотечным горизонтальным коллектором.

Типы дренажей

В зависимости от расположения дренажа по отношении к водоупору дренажи могут быть совершенного или несовершенного типа.

Дренаж совершенного типа закладывается на водоупоре. Грунтовые воды поступают в дренаж сверху и с боков. В соответствии с этими условиями дренаж совершенного типа должен иметь дренирующую обсыпку сверху и с боков (рис.26) .




Рис.26. Дренаж совершенного типа

Дренаж несовершенного типа закладывается выше водоупора. Грунтовые воды поступают в дренажи со всех сторон, поэтому дренирующая обсыпка должна выполняться замкнутой со всех сторон.

Рис. 27. Дренаж несовершенного типа

Исходные данные для проектирования дренажей

Для составления проекта дренажа необходимы следующие данные и материалы:

техническое заключение о гидрогеологических условиях строительства;

план территории в масштабе 1:500 с существующими и проектируемыми зданиями и подземными сооружениями;

проект организации рельефа;

планы и отметки полов подвальных помещений и подполий зданий; планы, разрезы и развертки фундаментов зданий;

планы, продольные профили и разрезы подземных каналов.

В техническом заключении о гидрогеологических условиях строительства должны быть даны характеристики подземных вод, геолого-литологического строения участка и физико-механических свойств грунтов.

В разделе характеристики подземных вод должны быть указаны:

причины образования и источники питания подземных вод;

режим подземных вод и отметки появившегося, установившегося и расчетного уровней подземных вод, а в необходимых случаях высота зоны капиллярного увлажнения грунта;

данные химического анализа и заключение об агрессивности подземных вод по отношению к бетонам и растворам.

В геолого-литологическом разделе дается общее описание строения участка. В характеристике физико-механических свойств грунтов должны быть указаны:

— гранулометрический состав песчаных грунтов;

— коэффициенты фильтрации песчаных грунтов и супесей;

— коэффициенты пористости и водоотдачи;



— угол естественного откоса и несущая способность грунтов.

К заключению должны быть приложены основные геологические разрезы и «колонки» грунтов по буровым скважинам, необходимые для составления геологических разрезов по трассам дренажей.

Виды дренажа


При планировании строительства загородного дома или реконструкции вашего загородного участка, каждый хозяин надеется на то, что его дом простоит много лет, а приусадебный участок будет не только радовать глаз, но и хорошо плодоносить. На практике же часто случается так, что даже при условии хорошо дренируемой почвы, в некоторые периоды года участок основательно затопляет. К таким периодам относятся весеннее таяние снегов, осенние затяжные дожди или летние ливни. 

Чрезмерная увлажненность почвы помимо временных трудностей имеет и целый ряд негативных последствий. Повышенная влажность почвы на участке обязательно скажется на состоянии фундамента, на нем могут возникнуть трещины, или же его размоет водой. Неблагоприятно сказывается избыток влаги и на подвальных помещениях, их может затопить, на стенах может вырасти грибок и плесень. Кроме этого влага приносит вред деревянной мебели, дверям, оконным рамам. На приусадебном участке избыточная увлажненность вызывает гниение растительности, а также различные болезни. Декоративный газон в таких условиях просто не приживается.

Поверхностное благоустройство участка не позволит решить проблему с переувлажнением, и каждый сезон придется снова и снова. Что влечет за собой немалые затраты на монтаж дорожек, подсадку новых растений, укладку нового газона и т.д. Затраты на восстановление фундамента также будут непомерно велики. Но возникновение данных проблем можно предотвратить, если заранее позаботиться о возведении дренажной системы на участке. Дренажная система служит для сбора воды с поверхности и глубин участка и отвода накопленного за его пределы.

Проектируем дренажную систему


Наиболее рационально проектировать дренажную систему совместно с проектом строительства дома и возведения сада. При составлении проекта нужно учитывать следующие факторы:

— особенности рельефа местности;

— качественный состав почвы;

— прогнозируемое количество осадков;

— наличие/отсутствие наземных водоемов и подземных течений;

— количество растительности и ее отношение к увлажненности почвы. 

Виды дренажа


Различают два вида дренажа – поверхностный и глубинный. Поверхностный дренаж предназначен для сбора и отвода воды с поверхности участка, с дорожек, с открытых террас, с крыш дома и других построек. Чаще всего поверхностный дренаж отводит талую воду или ликвидирует последствия дождя. Глубинный дренаж предназначен для осушения грунта. Он представляет собой сеть подземных каналов, по которым следует вода и покидает пределы участка. Оба вида дренажа выполняют одинаково важную роль и являются взаимосвязанными системами, поэтому проектировать их строительство следует совместно. 

Поверхностный дренаж


Поверхностную дренажную систему можно организовать двумя способами – с помощью точечного водоотвода и с помощью линейного водоотвода. Первый способ применяется для локального сбора дождевой воды или талых вод (например, возле крыш), второй – для аккумулирования воды выпадающей в виде атмосферных осадков на большой площади участка. Эти два способа организации поверхностного дренажа редко применяются отдельно, для достижения большей эффективности целесообразно соединять эти две системы.
Линейный поверхностный дренаж – совокупность углубленных каналов, пескоуловителей и других элементов (лотков водостоков и т.д.). Пескоуловитель – это емкость, которая служит фильтром, препятствующим проникновению в систему мелкого мусора и песка, засоряющего дренаж. Пескоуловители время от времени нужно очищать вручную. Поверх них, а также поверх желобов, устанавливаются чугунные или стальные решетки.

Точечный поверхностный дренаж предусматривает установку локальных водоприемников в местах скопления осадочных вод (места отвода воды с крыш, возле придверных порогов и т.д.). Чтобы отвести воду с балконов, террас, других открытых площадок, точечный дренаж дополняется линейным.

Глубинный дренаж


Глубинная дренажная система состоит из сети заглубленных каналов (дрен), которые предназначены для понижения уровня почвенных вод и защиты фундаментов зданий и корневых систем растений от пагубного воздействия излишней увлажненности грунта.

Закрытый (глубинный дренаж) применяется в тех случаях, когда участок располагается в низменности, поблизости имеется водоем, или по иным причинам грунт на участке застройки является увлажненным. Специалисты считают, что при возведении дома в средней полосе России, без сооружения дренажа фундамента вокруг дома не обойтись, а в остальных случаях требуется анализ конкретных условий. Если видимых причин для сооружения дренажа нет (под ногами не болото, а твердая земля), то все равно нужно проверить уровень залегания подземных вод. Если воды залегают высоко (менее 1,5-2 метров), то дренажную систему возводить необходимо. А вот в том случае, если уровень грунтовых вод ниже 2 метров, почва песчаная и хорошо дренируемая, то вопрос о строительстве дренажа можно предварительно обсудить со специалистом, возможно, он и не понадобится.

Чтобы построить глубинную дренажную систему, необходимо выкопать траншеи определенной глубины. Их выкапывают с маленьким уклоном в направлении дренажного колодца, естественного водоема или централизованной канавы. Дно траншей требуется утрамбовать, постелить на него песчано-гравийную подушку, и уже на нее укладывать перфорированные дренажные трубы. После того, как трубы уложены в траншею, их требуется засыпать промытым щебнем или гравием. После чего укладывают геотекстиль, и засыпают его грунтом.

Чаще всего дренажная система имеет форму елочки. Боковые дрена примыкают к центральной, которая отводит влагу в колодец или канаву. Дренажные колодцы сооружаются в том случае, когда нет возможности отвести воду за пределы участка. В случае необходимости в колодце используют специальный насос.

Системы открытого и закрытого дренажа выполняют разные, но тесно связанные функции. На практике часто дренажные и канализационные трубы прокладывают в одной траншее. Иногда встречаются случаи, когда поверхностный и глубинный дренаж соединяют в единую систему.

Дренирование ран и полостей. — Студопедия

Лекция № 11

План:

1. Понятие дренирование.

2. Виды дренажей.

3. Виды дренирования.

4. Дренирование плевральной полости.

5. Дренирование брюшной полости.

6. Дренирование мочевого пузыря.

7. Дренирование трубчатых костей и суставов.

8. Уход за дренажами.

Дренирование – лечебный метод, заключающийся в выведении наружу содержимого из ран, гнойников, содержимого полых органов, естественных или патологических полостей тела. Полноценное дренирование, обеспечивает достаточный отток раневого экссудата, создает наилучшие условия для скорейшего отторжения погибших тканей и перехода процесса заживления в фазу регенерации. Противопоказаний к дренированию практически нет. Процесс гнойной хирургической и антибактериальной терапии выявил еще одно достоинство дренирования – возможность целенаправленной борьбы с раневой инфекцией.

Для обеспечения хорошего дренирования имеет характер дренажа, выбор оптимален для каждого случая, способа дренирования, положения дренажа в ране, использования определенных медикаментозных средств для промывания раны (соответственно чувствительности микрофлоры), исправное содержание дренажной системы с соблюдением правил асептики.

Дренирование осуществляется при помощи дренажей. Дренажи делятся на марлевые, плоские резиновые, трубчатые и смешанные.

Марлевые дренажи — это тампоны и турунды, которые готовят из гигроскопической марли. С помощью их проводят тампонаду раны. Тампонада ран бывает тугая и рыхлая.



Тугая тампонада применяется при остановке кровотечения из мелких сосудов сухими или смоченными в растворах (3% перекиси водорода, 5% аминокапроновой кислоты, тромбина) марлевыми турундами. Такая турунда оставляется в ране от 5 мин до 2 ч. При недостаточном росте гранулёзной ткани в ране проводится тугая тампонада по Вишневскому с мазью. В этом случае турунда оставляется в ране 5-8 дней.

Рыхлая тампонада используется для очистки загрязнённой или гнойной раны с неспадающимися краями. Марлевые дренажи вводят в рану рыхло, чтобы не препятствовать оттоку отделяемого. При этом лучше вводить тампоны, смоченные антисептическими растворами. Марля сохраняет дренажную функцию только 6-8 часов, затем она пропитывается раневым отделяемым и препятствует оттоку. Поэтому при рыхлой тампонаде марлевые дренажи надо менять 1-2 раза в день.



Плоские резиновые дренажи — изготавливаются из перчаточной резины путём вырезания полостей различной длины и ширины. Они способствуют пассивному оттоку содержимого из неглубокой раны.

Для улучшения оттока сверху дренажа накладывается салфетка, смоченная антисептиком. Смену таких дренажей проводят ежедневно.

Трубчатые дренажи готовят из резиновых, латексных, полихлорвиниловых, силиконовых трубок диаметром от 0,5 до 2,0 см. Трубчатый дренаж по спирали боковых поверхностей имеет отверстия размерами не более диаметра самой трубки.

Различают дренажи одинарные, двойные, двухпросветные, многопросветные. По ним идёт оттк содержимого из глубоких ран и полостей тела, можно проводить промывание раны или полости антисептическими растворами. Удаляются из ран такие дренажи на 5-8 день.

Микроирригатор — это трубчатый дренаж, диаметр которого от 0,5 до 2 мм без дополнительных отверстий на боковой поверхности трубки. Применяют его для введения лекарственных веществ в полости тела.

Смешанные дренажи — это резиново-марлевые дренажи. Такие дренажи обладают отсасывающими свойствами за счёт марлевой салфетки и оттоком жидкости по резиновому плоскому дренажу. Их называют «сигарные дренажи» — отрезанный от резиновой перчатки палец с несколькими отверстиями и рыхло введённый внутрь полоской марли или слоями переложенные марлевые сафетки и резиновые полоски дренажи. Применяются смешанные дренажи только в неглубоких ранах.

Закрытый дренаж — это трубчатый дренаж, свободный конец которого перевязан шёлковой нитью или пережат зажимом. Применяется он для введения лекарственных средств или выведения содержимого раны и полости с помощью шприца. К закрытым дренажам относятся микроирригаторы, дренажи из плевральной полости.

Открытый дренаж — это трубчатый дренаж, свободный конец которого накрывается марлевой салфеткой или погружается в стерильный сосуд с антисептическим раствором.

Дренирование осуществляется с помощью резиновых, стеклянных или пластиковых трубок различных размеров и диаметра, резиновых (перчаточных) выпускников, специально изготовленных пластмассовых полос, марлевых тампонов, вводимых в рану или дренируемую полость, мягких зондов, катетеров.

Крайне важным элементом физической антисептики является дренирование. Этот метод применяется при лечении всех видов ран, после большинства операций на грудной и брюшной полости и основан на принципах капиллярности и сообщающихся сосудов.

Различают три основных вида дренирования: пассивное, активное и проточно-промывное.

2. Дренажи. Назначение. Конструкции.

Дренажи– система устр-в для
искусствен. понижения УГВ. Устройство
дренажей – радикальный метод защиты
от подтопления.

Дренажная система
представл. собой отд.
линии или дрен.сеть,
состоящую из:

1)Дрен-осушителей (чаще асбесто-цементные
трубы)

2)Дрен-собирателей

3)Спец. сооружений на сетях: смотровых
колодцев, насосных станций и т.д.)

Дренаж бывает:

1) открытый (открытые канавы или
траншеи)

Глубина
их ограничена возм-ми пр-ва работ и
усл-ми экспл-ции. При небольш. глубине
канавы имеют естеств. откосы, при увел.
глубины бок. откосы укрепляются. Вертик.
стенки делаются из пластин или дерев.
рам, щели между ними служат для приема
грунт. вод. Устраив. на незастроен. тер.,
на зел. уч-ках, зонах отдыха.

2) закрытый др. простейшего
типа
(траншеи с вертик.
стенками, заполнен. дренирующим мат-лом)

Не припятствуют использ-ю тер. в град.
целях. Примен. на тер. с некапит. врем.
з-кой, на уч-х зел. насаждений.

— закрытый трубчатый дренаж(дренажная
трубка с дренир. обсыпкой, захват. грунт.
воды).

Траншея
тр.др. засыпана полностью, на пов-ть
земли выходят люки колодцев, устан. на
дрен. линиях. Грунт.воды поступ. через
незаделан. щели, стыки и отверстия.
Гравий, щебень, крупнозернистые пески
– фильтрующий мат-л .Наиболее приемлем
в городе.

3) Галерейный др. проходного или
полупроходного типа (проклад. в откр.
траншеях или с пом. подземных проходок).

Примен. в особонеблагопр.
усл-х, в оползневых р-нах. Мат-л: бетон,
ж/б, дерево, камень.

4) Вертикальный (ряд или группа
вертик. трубчат. колодцев, являющихся
дренами-осушителями. Колодцы объедин.
водоотводящ. трубами, сообщающимися с
насосн. станцией).

Принцип
работы заключ. в создании вакуума в
трубчатых колодцах-дренах и в соблюдении
усл-я сообщ. сосудов. Использ. при больш.
притоке грунт. вод, береговой дренаж.

5) Пластовый
др. всех видов (имеет локальное значение
в отводе гр. вод от отд. зд. и сооруж.)

По конструктивн. особен-мдрен.сист.
делятся на:

горизонт., вертикальн., комбинированные,
на спец. типы и к-ции.

В зав-ти от мощности потока
подз. вод и расч. расходов, назнач.
дренажа дрен. системы
могут быть:

1) однолинейные с гориз. или
вертик. дренами

2) двухлинейные, при устр-ве 2-х парал.
дрен. линий

3) в виде сист парал. дрен. линий.

В зав-ти от положения по отнош. к
водоупору: совершенного и несовершен.
типа.

По назнач. и располож-ю относительно
подтапливаемой тер:

1)головной

2)кольцевой (контурный)

3)систематический (площадный)

4)береговой

5)специальный – например,
застеночный (за стеной подпорной стенки)

Билет 14

1. Раздельная прокладка инженерных подземных сетей.

Гор. подземн. сети прокладываются с
целью обеспечения населения водой,
теплом, газом, эл.энергией, водоотведение
+ слаботочные сети.

Прокладку подземных инженерных сетей
можно производить тремя способами
:

1) раздельным способом, когда каждую
ком-цию прокладывают в грунте отдельно
с соблюдением соотв-х сан-технолог. и
строительных условий размещения
независимо от способов и сроков устр-тва
остальных ком-ий;

2) совмещенным способом, когда одновременно
в одной траншее укладывают коммуникации
разл. назначения;

3) в совмещенном коллекторе, когда в
одном коллекторе совместно располагают
сети разл. назначения.

При раздельном способе каждую коммуникацию
прокладывают в грунте отдельно с
соблюдением соответствующих
санитарно-технологических и строительных
условий размещения независимо от
способов и сроков устройства остальных
коммуникаций.

Раздельный способ прокладки подземных
сетей имеет большие недостатки, т.к.
значительные земляные работы при
вскрытии одной коммуникации могут
способствовать повреждениям на других
вследствие изменения давления и
связности грунта. Кроме того, сроки
строительства увеличиваются из-за
того, что коммуникации прокладывают
последовательно.

Прокладка сетей осуществляется под
зелеными и техн. полосами, парал.
красн.линии застр-ки. При новом стр-ве
прокладка сетей запрещается под проезжей
частью. Над сетями нельзя сажать деревья
и куст-ки.

Расстояния от подземных сетей до зданий,
сооружений, зеленых насаждений и до
соседних подземных сетей регламентируются.
Все траншеи подземных сетей располагают
вне зоны давления в грунте от зданий,
что способствует сохранению целостности
основания фундаментов здания,
предохранению его от размыва. Соблюдение
нормативных расст., кроме того,
предотвращает возможность повреждений,
а в случае необходимости обеспечивает
условия для ремонта.

Ширину зон и требующиеся глубины
заложения отдельных трубопроводов и
кабелей устанавливают с учетом
допустимого их приближения. В профиле
улицы подземные инженерные сети при
раздельной их прокладке рекомендуется
размещать, считая от красной линии, в
такой последовательности: ближе к ней
кабели низкого, а за ними высокого
напряжения, теплосеть, газопровод,
водопровод, канализацию и, наконец,
водосток.Осветительные кабели
прокладывают у мачт освещения, а кабели
для трамвая и троллейбуса — у проезжей
части улиц. Для обеспечения экономичной
прокладки сетей их нужно проектировать
с наименьшей протяженностью трубопроводов,
минимально необходимым числом колодцев
и камер; предусматривать применение
сборных железобетонных конструкций
каналов и колодцев.

Схема раздельной прокладки
инженерных сетей в поперечном профиле
улицы:

1 — слаботочные кабели; 2 — силовые
кабели; 3 — телефонные кабели; 4 — теплосеть;
5 — канализация; 6- водосток; 7- газопровод;
8- водопровод; 9 — граница зоны промерзания

Виды, типы и схемы дренажей

Дренажные системы помогают справиться с негативным влиянием поверхностных и грунтовых вод. Данное инженерное решение позволяет отводить и собирать воды, которые накапливаются на участке. Также комплекс гидротехнических сооружений необходим для территорий с чрезмерно увлажненной почвой.

Различные виды дренажей не только поспособствуют правильному строительству, но и нормальному выращиванию растений. Дренажная система предупреждает избыточное скопление вод и устраняет переувлажнение почвы.

Поверхностный дренаж: классификация

Наиболее эффективным считается сочетание глубинного дренажа с поверхностным. Различают несколько принципов, касающихся поверхностного дренажа, – это точечный и линейный. Точечная система способствует локальному сбору талых и дождевых вод. Такие устройства следует устанавливать:

  • под водостоками;

  • под существующими поливочными кранами;

  • в различных придверных приямках;

  • в иных местах локального скопления вод.

Подобный водосбор может дополнять собой систему линейного дренажа в тех местах, где необходим быстрый водоотвод (террасы, дорожки, площадки, въезды). Для его возведения применяются сливные водоотводы, дождеприемники, ливневые заслонки и трапы.

Линейный дренаж является одним из наиболее распространенных типов осушения. Он состоит, как правило, из системы пескоуловителей, которые задерживают не только песок, но и мелкий мусор, вынесенный потоком воды, и каналов (лотки или дрены). Сверху их закрывают съемными решетками, которые выполняют как декоративную, так и защитную функции. Они не позволяют листве и мусору попасть в систему, а также помогают обеспечить безопасность передвижения транспорта и пешеходов. Каналы изготавливаются из пластика, полипропилена и бетона.

Разделение по конструктивным особенностям

Различают следующие типы систем по их конструктивным особенностям: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный дренаж состоит из системы галерейных или трубчатых дрен, лотков и канав. При трубчатом типе трубы сочетаются со слоями фильтрующей обсыпки. Слои помогают предотвратить забивание труб разнообразным мелким мусором, поднимающимся вместе с водами. Контроль за системой позволяют осуществлять смотровые колодцы.

В галерейном типе в трубах, обладающих большим поперечным сечением, проделаны специальные отверстия, которые позволяют принимать воду. Такой дренажа также оснащают обсыпкой. Канавы применяются в основном в рельефной местности, где уровень грунтовых вод допустимо поддерживать на глубине 1,5 м. При наличии достаточно устойчивого грунта, канавы представляют собой специальные траншеи с откосами, при неустойчивом грунте применяются конструкции, изготовленные из сборного железобетона.

В вертикальном дренаже система глубоких дрен объединяется общим коллектором. Через него, при помощи насосного агрегата, происходит слив воды. Вертикальные трубопроводы, соответственно, отводят воду на глубину. Стоит отметить, что дренаж не должен пересекать водоносный снабжающий пласт для предотвращения ухудшения санитарных норм питьевой воды.

Дренаж подземных строений

Существует несколько типов систем, помогающих защитить подземные строения и цокольные этажи от переувлажнения.

Внутренний дренаж позволяет избавиться от проникновения влаги в различные подземные сооружения в случаях, когда не представляется возможным вскрыть фундаментные пазухи, исходя из условий эксплуатации объектов, и когда их вскрытие повлечет за собой значительные финансовые затраты, касающиеся восстановления коммуникаций, инженерных систем и ландшафта. При этом дренажные устройства могут устанавливаться не только на полы, но и на стеновые конструкции. Сброс вод осуществляется в традиционные водоприемники:

Дополнительным видом дренажа, применяемого в строительстве, является пластовый. В основание сооружения дренажная система укладывается прямо на водоносный грунт. Она гидравлически связывается с трубчатой дреной, которая располагается снаружи фундамента на расстоянии порядка 0,7 м. Пластовая система помогает избежать как подтопления грунтовыми водами, так и избыточного увлажнения почвы капиллярной влагой. Широко применяется при строительстве сооружений подземного типа, которые возводятся на грунтах со слабой проницаемостью.  

Дренажные системы для садового участка

При осуществлении дренажа садового участка комплекс труб и сооружений позволяет значительно понизить уровень грунтовых вод. Особое внимание при этом уделяется правильной установке системы. При сооружении открытого дренажа стоит помнить, что он должен находиться выше уровня существующей общей канавы. Он позволяет эффективно отвести воду как при дожде, так и при таянии снегов.

Закрытый или же засыпной дренаж представляет собой систему труб, засыпанных щебнем. Чаще всего она сооружается в форме елочки, где в главную трубу из отводов поступает ненужная влага.

Дополнительные дренажные системы

Дренаж мелкого заложения представляет собой систему рвов, устраиваемую экскаваторами-дреноукладчиками. В них укладываются керамические и гончарные трубы, обертываемые синтетической тканью. Глубина траншеи составляет от1,5 до 3,0 м, а ширина – 0,6 м.

Лучевой дренаж может применяться для:

  • налаживания водоснабжения из подземных источников;

  • устранения утечки загрязнений из отстойника или накопителя;

  • перехвата утечки нефтепродуктов;

  • защиты от подтоплений сооружений или территорий.

Помимо описанных видов дренажей, в строительстве существует и кротовый. При этом система дрен, обладающих неукрепленными стенками, равномерно распределяется на площади, обладающей уклоном порядка 0,04. Срок службы конструкции колеблется от 3 до 5 лет. Она помогает собрать и отвести избыточные воды. Систему прокладывают специальные дренажно-кротовые машины. При этом дрены выводятся в открытые или же закрытые коллекторы.

90000 4. Components of road drainage system 90001
90002 4.1. General 90003
90004 The primary purpose of a road drainage system is to remove the water from the road and its surroundings. The road drainage system consists of two parts: dewatering and drainage. «Dewatering» means the removal of rainwater from the surface of the road. «Drainage» on the other hand covers all the different infrastructural elements to keep the road structure dry. In Sweden «dewatering» is further divided into two parts: runoff ( «avrinning») and dewatering ( «avvattning»).»Runoff» covers the water flowing from the surface of the pavement via road shoulders and inner slopes to the ditches. «Dewatering» covers the collection and transport of water from the surface and structure of the road so that there will be no ponds on the road or in the ditches. 90005

90006

90004 «Dewatering» consists of following elements: 90005
90004 — Cross fall 90005
90004 — Road shoulders 90005
90004 — Impermeable road surface materials 90005
90004 A typical «drainage» system consists of following elements: 90005
90004 — Outlet ditches 90005
90004 — Side ditches 90005
90004 — Culverts 90005
90004 — Inner / outer slopes 90005
90004 — Road structures 90005
90004 — Underdrains 90005
90004 The general score of road drainage system is dependent on its «weakest link».This means that if any of its elements is out of order, the whole system will not operate as planned and the road will be damaged. On the other hand a well built and maintained road drainage system is a very sustainable investment policy. The main advantages of a good drainage system are: effective removal of rainwater out of the road surface and its surroundings, road structures that stay dry, good bearing capacity, and a road that is nice and safe to drive. 90005
90004 90032 References: 90033 90005
90004 90032 Bakgrundsdokument till handledning för identifiering av behov av avvattninsåtgärsder 90033 90005
90004 90032 Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus 90033 90005
90002 4.2 Pavement and wearing course 90003
90004 The pavement or wearing course is the top layer of a road. One function for the pavement is to provide a waterproof covering for the lower pavement structure. This can be achieved if the pavement is impermeable and has no cracks. The topmost wearing course must also have an adequate cross fall to lead water (from rain, melting snow or ice) immediately away from the road surface. 90005

90047

90004 The recommended cross fall will depend on the road type and on the material of the topmost layer.On a straight road cross fall will range between 3 and 5%. On asphalt the recommended cross fall is 3%, and for gravel roads it is 5%. On a straight road cross fall is normally applied as a crown section. 90005

90050

90004 On curves, cross fall is applied in the form of superelevation, also called «one-sided cross fall». Also, on narrow roads, it is difficult to create and maintain a crown section due to the available width. So for low volume gravel roads it is usually more effective to implement full cross fall (in-sloped or out-sloped road) rather than a crown.The minimum requirements for cross fall on curves have to be determined on a case by case basis. The cross fall will depend for example on the speed limit and the geometry (curve radius) of the road. The cross fall of curves is important also for driving dynamics. 90005

90053

90004 A very important issue with cross fall is that it should not have major changes in short distances as this can cause warping problems for high and heavy trucks as well as traffic safety hazards. The importance of proper cross fall is discussed in greater detail in the ROADEX reports on human body vibrations by Johan Granlund 90005

90056

90057

90004 Crossfalls have been quite difficult and expensive to measure in detail from a moving car in the past but recently profilometers, 3D accelerometers and laser scanner techniques have provided new tools to measure cross fall more effectively.Test results with these techniques have also given also very interesting information on the importance of drainage to crossfall and vice versa. 90005

90060

90061

90062

90004 90032 References: 90033 90005
90004 90032 Bakgrundsdokument till handledning för identifiering av behov av avvattninsåtgärsder 90033 90005
90004 90032 Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus (in Finnish) 90033 90005
90002 4.3 Side ditches 90003
90004 Side ditches collect road water and lead it onward to outlet ditches and are especially important when road is in cut.If the road is on a high embankment, side ditches are not always necessary and their need has to be evaluated case by case. 90005

90004 The longitudinal gradient of side ditch should be at least 4 ‰ (4 mm / m) according to old Finnish guidelines, and in Sweden the longitudinal gradient should be at least 5 ‰ (5mm / m). 90005

90081

90082

90004 In Sweden side ditches are classified into two categories: 1) road cut ditches ( «skärningsdike») and 2) rainwater ditches ( «dagsvattendike»).According to Swedish guidelines the depth of the side ditch ( «skärnings dike») should be at least 30 cm below the bottom of the pavement structure. The same minimum depth in Finland is 25cm. Norway has the highest requirements of 35 cm on a newly constructed road. Deeper side ditches than these values ​​do not significantly improve drainage. ROADEX tests in Sweden have confirmed these recommendations are valid. 90005

90085

90004 A rainwater ditch means that the ditch only collects rainwater from the road and its surroundings, i.e. the surface soil is dry and the groundwater table is deep. In Sweden the design depth of this type of ditch is 0.5m measured from the road surface. This ditch type can be used where the sub grade is water permeable and the groundwater table is deeper than 1.0m below the lower surface of the road. According to old Finnish road design guidelines the depth of this ditch type (rainwater ditch) should be 15 cm below the pavement structure bottom. Additionally the sub grade should be non-frost-susceptible.90005

90088

90004 The condition of ditches has traditionally been evaluated visually, but the method is accepted to be subjective and sensitive to the time when the evaluation was made. Additionally the shape of ditches usually change very slowly with the result that only the worst spots are detected visually, and the ditch bottom is usually unseen. The ROADEX project has tested a number of techniques to resolve these difficulties and the best results were achieved using a combination of laser scanners and GPR techniques.90005

90004 90032 References: 90033 90005
90004 90032 Bakgrundsdokument till handledning för identifiering av behov av avvattninsåtgärsder (Sweden) 90033 90005
90004 90032 Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus (Finland) 90033 90005
90004 90032 Geller & Sherad: Low volume roads engineering — Drainage of low volume roads 90033 90005
90002 4.4 Outlet ditches 90003
90004 Outlet ditches are drainage structures that lead the water from the side ditches away from the road area.The water from outlet ditches normally discharges to existing waterway systems, such as river channels and lakes. The outlet ditch is a critical part of road drainage system but often ignored. If the outlet is clogged, it can create significant problems to the road over a large area. Outlet ditches are normally located outside the road area with the result that the road administrator may not always own the land that they pass through. This can create difficulties in gaining permissions from the landowner when the outlet ditch is clogged and requires re-opening.90005

90111

90112

90004 It is recommended that the longitudinal gradient of an outlet ditch should be at least 4 ‰. In practice this may require to be reduced to a lower gradient to suit the local circumstances. 90005

90115

90116

90004 Outlet ditches should be excavated in such as fashion to discharge into a natural watercourse at the same level as the bottom of the natural channel. If there is no natural channel, the outlet ditch should be excavated for a suitable distance to minimize any accumulations of silt, mud or other harmful materials.90005

90119

90120

90004 The location and evaluation of outlet ditches has always been a challenge in an drainage inventory. This is especially the case in drainage surveys from a moving vehicle and ROADEX has tested different techniques to resolve assess the most suitable method. One option is to use a video camera installed at a 90o angle to the survey van to record the condition of the ditches. Recently 360o video or laser scanner data can be used effectively for the same analysis.In addition GPS data with z-coordinate information can help to identify likely places for outlet ditches as they are most often on the lowest point of a valley. 90005

90123

90124

90004 90032 References: Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus (Finland) 90033 90005
90002 4.5 Main road culverts 90003

90131

90004 A culvert is a pipe or box structure generally used as cross drains for ditch relief and to pass water under a road at natural drainage and stream crossings.In Finland a culvert is defined to be a culvert if its clear opening is less than 2m, if it is more than 2m it is defined as a bridge. If the construction is a large pipe with a clear opening of 2-4 m, the culvert is defined as a pipe bridge. The shape of a culvert is usually a round pipe, but culverts can also be pipe arch, structural arch or box. The shape depends on the site, the required area and the allowable height of soil cover. 90005

90004 Culverts can usually be obtained as plastic, steel or concrete.Some old culverts can also be made of wood or masonry. Plastic culverts are often easier to maintain than culverts made of other materials as ice does not bond so easily to their plastic surfaces. 90005

90004 Culverts pipes are expensive, and the relatively small culvert pipes used for cross-drains can be susceptible to clogging and require cleaning. That is why, when planning the installation of a culvert, the most important thing to keep in mind is to make sure that the culvert is adequately sized and has overflow protection.Culverts should also be installed in accordance with the manufacturer’s instructions and suitably protected from erosion, scour and road maintenance equipment. 90005

90138

90004 Main road culverts should be installed in the lowest point of the terrain. The rule of thumb when installing a culvert is that natural channel modifications should be minimized and that any constriction of the channel flow width must be avoided. This can be done by maintaining the natural grade and alignment of the channel through the culvert.90005

90141

90004 The height and position of a culvert will be dependent on a number of matters: 90005
90004 — An adequate longitudinal gradient (at least 1% to prevent the accumulation of silt or mud) 90005
90004 — The depth of the side ditch 90005
90004 — The level of the drainage system in the surrounding terrain 90005
90004 — It should be also kept in mind that many times, in weak soil areas, the road will settle around the culvert which will cause ditch bottom level to rise.90005
90004 Culverts should normally be installed orthogonally to the road alignment. They can also be installed at an angle to the road alignment if required by local circumstances. 90005
90004 Materials for the foundation and backfill, as well as material for transition wedges, should be non-frost susceptible and should not contain rocks larger than 75mm. The foundation material should not contain rocks larger than 40 mm. A moist, well graded granular or sandy gravel soil with up to 10% of fines is an ideal backfill material.90005
90004 In Finland the recommended minimum size for a main road culvert in low volume roads is 400mm (if the length of the culvert is not more than 10m). The «size» of the culvert is defined as the inner diameter of the pipe. There are some exceptions to this rule. For example, installing a new smaller pipe inside an old pipe, when it is known that the old culvert has been too large. Ideally, the width of a culvert should be as wide as the natural channel to avoid channel constriction. 90005

90158

90159
90160
90161
90162 90163 DRAINAGE STRUCTURE SIZING 90164 90165
90166
90161
90168
90169 Steep slopes Bare, light vegetation 90165
90171 Gentle slopes Heavy vegetation 90165
90166
90161
90175 Drainage area (Hectares) 90165
90177 Round pipe Ø (m) 90165
90177 Area (m2) 90165
90177 Round pipe Ø (m) 90165
90177 Area (m2) 90165
90166
90161
90175 0..4 90165
90177 0.76 90165
90177 0.46 90165
90177 0.46 90165
90177 0.17 90165
90166
90161
90175 4..8 90165
90177 1.07 90165
90177 0.89 90165
90177 0.61 90165
90177 0.29 90165
90166
90161
90175 8..15 90165
90177
90004 1.22 90005
90165
90177 1.17 90165
90177 0.76 90165
90177 0.46 90165
90166
90161
90175 15..30 90165
90177
90004 1.83 90005
90165
90177 2.61 90165
90177 1.07 90165
90177 0.89 90165
90166
90161
90175 30..50 90165
90177
90004 2.13 90005
90165
90177 3.58 90165
90177 1.22 90165
90177 1.17 90165
90166
90161
90175 50..80 90165
90177 2.44 90165
90177 4.67 90165
90177 1.52 90165
90177 1.82 90165
90166
90161
90175 80..120 90165
90267
90177 90165
90177 1.83 90165
90177 2.61 90165
90166
90161
90175 120..180 90165
90177 90165
90177 90165
90177 2.13 90165
90177 3.58 90165
90166
90287
90288
90004 When designing the size of culvert a number of matters should be taken into account, i.e. size of drainage area, surrounding terrain type, rainfall intensity, etc. The table below gives some examples of different sizes of culverts. The table is modified after Geller & Sherad: «Low volume roads engineering — Culvert use, installation and sizing». Rainfall intensity has been assumed to be 75 — 100 mm / h. The situation of bare land with light vegetation and steep slopes has a higher runoff coefficient than forest land with heavy vegetation terrain and gentle slopes. For an intermediate terrain the pipe size can be interpolated.If the suggested pipe size is not available, the next larger pipe size should be used. 90005
90004 The outlet of a culvert pipe should ideally be located in a stable, non-erosive area. Well-vegetated or rocky areas are good places to locate a culvert. Water flowing from a culvert can cause erosion problems where it discharges directly on to erosive soil. Channel protection, riprap or other structural solutions are not as good as a correctly sized and well placed pipe. 90005

90293

90294

90004 90032 References: 90033 90005
90004 90032 Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus (Finland) 90033 90005
90004 90032 Berntsen and Saarenketo Drainage on low traffic volume roads 90033 90005
90004 90032 Geller & Sherad: Low volume roads engineering — Culvert use, installation and sizing 90033 90005
90002 4.6 Access road culverts 90003
90004 Access road culverts permit the water in side ditches of main roads to pass through side roads joining the main road. Such roads can be main road intersections or simple private access roads. The function of the access road culverts is to provide a continuation of the main road ditch through the side road as if the road did not exist. 90005

90004 According to old Finnish guidelines the minimum size of exit road culvert should be 400mm when the length of culvert is more than 8m.If the length is less than 8m, the minimum size can be 300mm. The length of the culvert will depend on the width of the access road and is often large where there are shops, petrol stations and other businesses. Access road culverts have historically had a smaller diameter than main road culverts and the water also has a lower flow velocity. These smaller diameter culverts can clog and cause water to infiltrate into the layers of the main road and weaken them, or cause severe erosion problems. 90005

90004 The responsibility of the maintenance of access road culvert varies across the ROADEX partner countries.90005
90004 In Finland the owner is often a private person and the maintenance responsibility of the culvert belongs to the owner of the access road. This can cause problems as often these private persons neglect their responsibility for keeping the culvert clean. Quite often the culverts are also too small or built incorrectly. This creates problems to the road drainage and leads to damages in the main road. In Sweden the owner of access road culvert is the road administrator (Trafikverket) and the responsibility for maintenance belongs to them.In Scotland too, the responsibility for the maintenance of access road culverts falls on the road authority (i.e. the local Council for low volume roads, and Transport Scotland for the national roads). In Norway the ruling is similar to Sweden. In Norway, the Norwegian Public Road Administration owns 3 metres from the edge of the road. Most of the access road culverts lie in this area and so the NPRA is responsible for them. 90005
90004 In Iceland private landowners have to pay all costs concerning their access road culverts.Culverts have to be constructed according to ICERA guidelines. The maintenance of access road culvert is the responsibility of ICERA. ICERA owns 20 metros of land on both sides of the road from the centre line. In Greenland the private landowner builds the access road culvert, but the municipality then takes responsibility for its maintenance. 90005
90002 4.7 Road drainage structures & layers 90003
90004 Horizontal road drainage structures include structures such as filter courses, special geotextiles, and special asphalt mixtures (like porous asphalt) that lead the water away from the road, or cut the capillary rise connection from the sub grade to the upper part of the pavement structure.90005
90004 The main purpose of the filter course in road drainage is to cut the capillary rise to the road structural courses above of it. Filter course material should be well graded with a maximum grain size of 31.5mm and should be non-frost-susceptible The thickness of filter courses varies across the Nordic countries from 0.4m to 0.6m thick. The filter course is the lowermost structural layer and is normally spread across the bottom of the excavation. A filter course should always be used in the road structure when the sub grade is frost-susceptible (like clay, silt and silty moraine).The filter course is normally separated from the sub grade soil by a geotextile. 90005

90329

90004 Geotextile composites can also be used as drainage layers. An «Underdrain carpet» is like a sandwich structure that conveys water with the help of its cellular core structure. A plastic rigid core is sandwiched between geotextiles. The carpet is laid out on even ground and covered with a layer of aggregates that is thick enough thick to protect the carpet from the action of heavy vehicle loads.90005

90332

90004 Porous asphalt is used in countries suffering from large amounts of rainfall. This special asphalt mix ensures a fast drainage of water away from the pavement surface. This reduces the risk of hydroplaning and bad visibility conditions due to «splash and spray», and improves overall road safety. Water does not easily collect on a porous asphalt surface during the heavy rains as the majority of the stones in the mixture are of a similar size (i.e a very steep grading curve).The thickness of a porous asphalt layer is typically 20-100mm and it is placed on top of an impermeable asphaltic base. Although the material is good in wet conditions, it has a few disadvantages. It has a lack of durability and it has to be ensured that there is enough bitumen to coat the stones. If there is too much bitumen, the mixture will rut easily and the pores will block with bitumen. If there is too little bitumen, raveling will occur. Porous asphalt can become clogged and lose its efficiency with the ingress of particulates and dust from the environment, blown soil, engine wear and cargoes.Snow, ice and de-icing salts in winter can also clog the pores and prevent the flow of water. 90005

90335

90336

90004 Finally, special materials such as foamed recycled glass have been used as drainage and frost insulation layers. Wood bark has also been used In forest roads. 90005

90339

90004 90032 References: 90033 90005
90004 90032 Dawson Water in road structures, InfraRYL2010 (Finland) 90033 90005
90004 90032 Ehrola: Liikenneväylien rakennesuunnittelun perusteet (Finland) 90033 90005
90002 4.8 Vertical drainage structures, underdrains 90003

90354

90004 Vertical subsurface drainage structures are commonly used along roads in wet areas, for example in a wet cut bank with seepage. The purpose of these vertical drainage structures is to remove the groundwater and keep the sub grade dry under the road. Vertical subsurface drains can be divided in two main groups; 1) interceptor drains and 2) water table lowering drains. 90005
90004 It can sometimes be more cost effective to use vertical drainage structures than adding a thick structural section to the road, or making frequent road repairs.This is the case especially with high volume roads. 90005
90004 A typical under drain comprises an interceptor trench (depth of 1-2 metres) and a backfill. The drains are usually filled with a highly permeable material, wrapped in a geotextile, with a perforated tube or permeable material near the bottom. Geo-composite based drainage systems, otherwise known as a «fin drain», are typically only a few centimeters thick. These types of drainage systems are usually placed at the edge of the pavement structure, parallel to the road centerline.90005
90361 Trench drains ( «French» drains) 90362
90004 A trench drain consists of a drain wrapped in a geotextile. It is made of round or crushed aggregate. In earlier years the drain was installed without a pipe in its base but currently some form of carrier drain pipe is usually included. The geotextile wrapping fabric is provided to prevent migration of fine soil particles into the drain and clogging it. The geotextile should be water permeable allowing water to flow freely from the surrounding ground into the drain.90005

90365

90004 A step by step-example of how to make the Trench drain: 90005
90004 1. Excavate a narrow trench 90005
90004 2. Clean out the excavated trench 90005
90004 3. Line the surfaces of the excavation with a geotextile 90005
90004 4. Place a layer of aggregates in the bottom of the lined trench 90005
90004 5. Install a carrier pipe if needed 90005
90004 6. Fill the drain with aggregates 90005
90004 7. Close the drain and wrap over the geotextile (minimum overlap is 30cm) 90005
90004 8.Cover the closed drain surface with at least 3-5cm of top soil or other low permeability material. If surface runoff is to be collected also the covering material should be permeable. 90005

90384

90004 Fin drains are longitudinal drains, manufactured from composite materials. A fin drain usually comprises two geotextiles outer faces, to provide a filter function with the surrounding soil, and a rigid plastic core that is sandwiched between geotextiles. A fin drain can also feed into an integral collector at the bottom of the drain.Water flows through the geotextile facings into the core that then transports the water to an outlet ditch. 90005

90387

90388

90004 90032 References: 90033 90005
90004 90032 Dawson: Water in road structures 90033 90005
90004 90032 Geller & Sherad: Low volume roads engineering — Drainage of low volume roads 90033 90005
90002 4.9 Inner and outer slope drainage structures 90003
90004 The goal in designing the inner and outer slopes on a road is to use as gentle slopes as possible.Gentle slopes are friendlier for the environment, are better for traffic safety and have a higher resistance against erosion. The inclination of a typical slope will depend on the road category (rural road, main road, motorway etc.) and the local topography. The recommended inclination for an inner slope on a main road according to old Finnish guidelines is a minimum of 1: 2 and for outer slopes a minimum of 1: 4 90005

90405

90406

90004 Poor slope stability can cause problems to the drainage of a road and result in road damages.Material flowing to the bottom of a ditch can block the water flow in the ditch and lead to water infiltrating into the road structures. This can then lead to differential frost heave and shoulder deformation. ROADEX research has shown that unstable slopes are one of the main reasons for road failures in test roads in Finland. 90005

90409

90004 A special problem that has found to cause problems is that water susceptible material from the ditch bottom has been placed back to inner slope during the ditch cleaning.This material is then flowing quickly back to the ditch bottom and leading to further problems with the road. 90005

90412

90004 90032 References: 90033 90005
90004 90032 Dawson: Water in road structures 90033 90005
90004 90032 Teiden suunnittelu IV, Tien rakenne 4, kuivatus 90033 90005
90002 4.10 Special drainage structures 90003
90004 Once water has been collected from a road and its surroundings it has to be led out of the road area to an acceptable discharge point.Usually this is a natural water system such as a river, lake or channel. If this is not possible, one solution can be the use of a «soakaway». The purpose of a soakaway is to dispose of water back into the natural circulation from where it came, i.e. water seepage back to nature via porous walls. Soakaways can only be used in porous subgrades and not, for example, in clay areas. Soakaways have to be individually designed for size and capacity. The finished soakaway space must be kept open and free from clogging to remain effective.90005

90429

90004 90032 References: Dawson Water in road structures 90033 90005
.90000 7. Examples of drainage deficiencies in the roadex area 90001
90002 The ROADEX IV project carried out a number of drainage analysis demonstration projects across the ROADEX partner areas in 2010 — 2011 and the results of these projects provide an excellent overview of the drainage problems in each area. As already mentioned in earlier chapters, poorly performing drainage is a common problem across the ROADEX area and to deal with this each country has developed slightly different practices to meet their particular topographical conditions, soil types, climate, road construction and maintenance history.This lesson will present a summary of the ROADEX work carried out and give typical drainage problems in each ROADEX area. The countries are presented in alphabetical order. 90003
90004 7.1 Greenland (Sisimiut) 90005
90006 Classification and statistics: 90007
90002 Examples of the drainage classes used in the in drainage analyses in Sisimiut in Greenland are shown in the following figures. 90003

90002 In general drainage is in adequate condition in the Sisimiut urban area. Roughly 41% of the surveyed chain age was classified as drainage Class 1, whilst 27% was classified as drainage Class 3 (severe drainage deficiencies).90003

90012
90013

90006 Drainage deficiencies: 90007
90002 The main drainage problem in the urban area of ​​Sisimiut is with the upper side ditch in side sloping ground. In some slopes the ditch is too shallow, or otherwise ineffective, and in some cases there is no drainage system at all. 90003

90012
90019

90012
90021

90002 Some of the access road culverts are clogged with soil and rubbish. In most cases these culverts just need cleaning out, but their condition should be checked and the culvert replaced with a new one if necessary.90003

90002 Some street sections do not have a drainage system at all. In these cases any water on the pavement or in the pavement structure does not have a drainage exit path and sooner or later the trapped water will form frost damages. This will be especially the case in some of the road cut sections. 90003

90006 Special: 90007
90002 Concrete ditches have been constructed as side drains in the streets of the Sisimiut town centre area. Most of these ditches work quite well but some are broken and should be cleaned and repaired.90003

90012
90031

90002 A clever drainage solution has been developed for steeply sloping streets located in Sisimiut. Concrete steps have been provided in the bottom of the ditch to make the water run down the steep slopes more gently. 90003

90012
90035

90004 7.2 Finland 90005
90006 Classification and statistics: 90007
90002 Examples of the drainage classes used in drainage analyses in Finland are shown in the following figures. 90003

90012
90043

90006 Drainage deficiencies: 90007

90002 As with other countries, the main drainage problems on the Finnish road network are generally related to the road cross-section profile.Of these the most challenging sections are roadside ditches on the inside cut face on sloping ground and in road cuts. 90003

90012
90049

90012
90051

90002 «Flat and even areas» can also pose drainage difficulties in areas where there is a risk for flooding. This can saturate the road structures and lead to permanent deformation problems. 90003

90012
90055

90002 Private access road culverts are particular cases in Finland. As mentioned in previous lessons the maintenance responsibility of these culverts in Finland belongs to the owner of the access road.This can cause difficulties as frequently these private road owners ignore their responsibility for keeping the culvert clean. Quite often these culverts are also poorly built, are too small or they are totally missing. This creates blockages in the road drainage system and leads to damages in the main road. 90003

90012
90059

90060

90006 Special: 90007
90002 Several drainage analyses have been carried out in northern Finland over the years and there is now a good general awareness of the importance of drainage condition, and the different types of problems that can arise if the road drainage is allowed to deteriorate.The work especially focused on better drainage maintenance, and on follow up monitoring to check the continuing drainage condition. This has been documented in the ROADEX IV project in the Rovaniemi and Kittilä areas. In the Rovaniemi area, the follow up surveys showed that only 41% of the drainage in the special maintenance sections was faultless. The defects were however minor, with severe problems only detected on a 154m long section (i.e. 2% of total length). The deficiencies identified were mainly a result of collapses of outer slopes into the ditch bottom that restricted the flow of water.In some cases the problem was an inadequate longitudinal gradient. One special observation made was that the maintenance contract guidelines did not require the sheet ice to be removed from the ditch until water started to flow on to the pavement. This is too late and will cause major problems to the road if allowed to happen. 90003

90012
90066

90067

90002 The Kittilä area follow up project for drainage maintenance showed that only 35% of the special maintenance sections had faultless drainage.Minor deficiencies were observed on 25% of the surveyed length. The reasons for these defects were, as in the Rovaniemi area, that soils on the outer slopes had collapsed into the ditch bottoms and restricted the flow of water in the ditch. Poor access road culverts and inadequate longitudinal gradients in roadside ditches were also noted. Special problem could be seen in the long road sections crossing peat bog areas in the Kittilä area. Drainage improvement was almost impossible on these sections and the only solution appeared to be in raising the grade line.90003

90012
90071

90072

90004 7.3 Iceland 90005
90006 Classification and statistics 90007
90002 Examples of the drainage classes in used the drainage analyses in Iceland are shown in the following figures. 90003

90002 By far, the vast majority of the surveyed road sections in Iceland was classified as drainage Class 1 which covered 79% of the chain age, and only 2% of the surveyed road was classified as Class 3. This clearly showed that the drainage condition in Iceland was on average much better than any of the other ROADEX areas surveyed.90003

90012
90082

90002 Verges were classified into two classes: Class 1 (No verges), Class 2 (Verges exist). 90003

90012
90086

90087

90002 Only 13% of the chain age surveyed had a verge and for the most part the verges were not causing problems to the drainage system. 90003

90012
90091

90006 Drainage deficiencies: 90007
90002 The drainage deficiencies surveyed in Iceland mainly concerned side sloping ground and flat areas.Due to the instability of the soil, ditch walls in peat areas collapse here and there, and block water flow in the ditch. Outlet ditches with standing water and lots of vegetation growth were noted in some flat areas. Similarly verges were preventing water flow away from the pavement on some sections. 90003

90006 Special: 90007
90002 The road drainage system and local conditions on the Icelandic road network are quite different to other ROADEX projects surveyed. The roads surveyed were generally located on dry soil or on volcanic terrain with no drainage problems! In many cases the ditches were located far away from the road (10-15m).Many road sections had horse tracks between the road and the ditch and in some cases these slowed down the water flow from the road to the ditches. 90003

90012
90101

90102

90004 7.4 Ireland 90005
90002 The detailed information of the drainage analyses carried out in Ireland is given in the ROADEX IV report «Summary of Drainage Analysis in Ireland, Roads N56 and N59» 90003
90002 Classification and statistics: Examples of the drainage classes used in the drainage analyses in Ireland are shown in the following figures.90003

90002 Of the two roads analyzed in Ireland, the drainage on road N56 was in better condition than that of road N59. The main part (68.4%) of the drainage system on road N56 was rated as drainage Class 1, and only 8.1% of the drainage in road N56 was rated as drainage Class 3. The N59 road was in slightly worse condition, only 23.7% was rated as drainage Class 1. 90003

90012
90112

90002 Examples of the classification of verges in Ireland are shown in the following figures.90003

90002 The verges were common in Ireland. On road N56 the majority (55.%) of the verges surveyed were rated as Class 1, while 21.4% were rated as Class 3. On road N59 the 34% were rated as Class 1 and 42% as Class 3. 90003

90012
90118

90006 Drainage deficiencies: 90007
90002 Road drainage system in Ireland differs from Nordic countries where the ROADEX drainage survey method was originally developed. Typical drainage problems in Ireland were seen to be the result of poorly performing verges and narrow road cuts with steep slopes.90003

90012
90124

90125

90006 Special: 90007
90002 A special feature of the Irish road network was stone walls near the road. Usually these walls were located along old road sections that had not been upgraded. Where road improvements had been carried out these walls appear to have been removed. Usually these walls are very old and in many cases not visible due to vegetation growth. The road drainage condition and the road surface condition is generally poor in these sections.90003

90012
90131

90132

90004 7.5 Norway 90005
90006 Classification and statistics: 90007
90002 The drainage condition on the surveyed roads in Norway was divided into three classes: Class 1 (Good condition), Class 2 (Adequate condition) and Class 3 (Poor condition). Examples of these are shown in the following figures. 90003

90002 Roughly 2/3 of the surveyed road sections were classified as drainage Class 1. 15% of the roads however were classified as drainage Class 3, which is enough to trigger the need for a new pavement.90003

90012
90142

90002 Verges were classified into two classes for analysis: Class 1 (No verges) and Class 2 (Verges exist). 90003

90012
90146

90147

90002 Verges were noted in 34% of the surveyed road sections which is a fairly high number. 90003

90012
90151

90006 Drainage deficiencies: 90007
90002 The drainage deficiencies seen in the surveyed roads were fairly typical of other Nordic countries surveyed. Norway is a country with fells and fjords with the result that roads are usually located on side sloping ground (72%).Because of the major height differences across the road cross-section the side slopes on the road cut side can be very steep. These can in turn give drainage problems if the outer slopes become unstable. 90003

90012
90157

90012
90159

90006 Special: 90007
90002 Water erosion along the edge of the pavement can be a significant problem in side sloping ground during spring when the snow is melting. 90003

90012
90165

90012
90167

90004 7.6 Scotland, Highland 90005
90002 The detailed information of the drainage analyses carried out in Highland is given in the ROADEX IV report «Summary of Drainage Analysis in the Scottish Highlands». 90003
90006 Classification and statistics: 90007
90002 The drainage condition on the surveyed roads in Highland was divided into three different classes: Class 1 (Good condition), Class 2 (Adequate condition) and Class 3 (Poor condition). Examples of these are shown in the following figures. 90003

90002 The statistics from the Highland area show that road drainage is a major problem.One third of the road sections surveyed were classified as Class 3, i.e. severe drainage problems, and only 17% were in faultless condition Class 1. 90003

90012
90179

90002 The verges in the Highland demonstration were classified into two classes: Class 1 (No verges), Class 2 (Verges exist). 90003

90012
90183

90184

90002 Verges were absent in only 15.5% of the surveyed sections. Both drainage and verge statistics clearly indicate that the average drainage in the Highland roads surveyed is in poor condition.90003

90012
90188

90006 Drainage deficiencies: 90007
90002 The reasons for the drainage deficiencies in Highland were generally the same as in the other ROADEX countries surveyed. In some cases the road profile caused problems, especially on narrow road cuts and on the upper side of roads on side sloping ground. Old stone boundary walls beside the road and high verges also blocked water. 90003

90006 Special: 90007
90002 The surveyed verges in Highland were quite high.Usually roadside verges are removed during road rehabilitations in Highland, but on some sections the verges had been replaced again after the rehabilitation. 90003

90012
90198

90004 7.7 Scotland, Western Isles 90005
90002 The detailed information of the drainage analyses carried out in the Western Isles is given in the ROADEX IV report «Summary of Drainage Analysis in the Western Isles, Scotland». 90003
90006 Classification and statistics: 90007
90002 As already mentioned the drainage condition on the surveyed roads in Scotland was divided into three different classes: Class 1 (Good condition), Class 2 (Adequate condition) and Class 3 (Poor condition).Examples of these are shown in the following figures. 90003

90002 Compared to Highland, the road drainage in the Western Isles was in better shape with the majority of the surveyed sections having a drainage class of Class 1 (54%). 1/4 of the roads were however classified as drainage Class 3 which makes them critical in considering pavement lifetime. 90003

90012
90210

90002 Road verges were classified into three classes for the Western Isles project: Class 1 (No verges), Class 2 (Minor verges) and Class 3 (Significant verges).90003

90002 Analysis results showed that the majority of the road network in Western Isles had verges. The main verge class was Class 3 (59%). 90003

90012
90216

90006 Drainage deficiencies: 90007
90002 The main difference in the road sections surveyed in the Western Isles, compared to those of the Nordic countries surveyed, was that in the older road sections verges were still common and were causing problems. The presence of telecommunication and other cables placed inside the verge makes the removal of such verges more difficult and more expensive than normal verges.Quite often the verges did not have sufficient offsets or the existing offsets were not open. Some of the concrete offsets were broken. The drainage condition in the recently upgraded road sections was generally good: ditches were deep enough and verges had been removed. 90003

90012
90222

90223

90006 Special: 90007
90002 Stone boundary walls beside the road were blocking water flow away from the road. There were long bare treeless road sections built on peat.90003

90012
90229

90004 7.8 Sweden 90005
90002 The detailed information of the drainage analyses carried out in Northern Sweden is given in the ROADEX IV report «Summary of Drainage Analysis in the Umeå Area, Sweden, Seasonal Tests, Tools for Outlet Ditch Inventory». The results of laser scanner and thermal camera tests are summarised in the ROADEX IV report «New Survey Techniques in Drainage Evaluation, Laser Scanner and Thermal Camera» 90003
90006 Classification and statistics: 90007
90002 Examples of the drainage classes used in the drainage analyses in Sweden are shown in the following figures.90003

90002 The analysis classified the main part of the roads surveyed as drainage Class 1. The drainage of Road 540 in the North-East seemed to be in the poorest condition (mainly Class 2 and 3) and the roads in the North-West area ( 363, 632 and 691) were in the best condition (mainly Class 1). These roads were located mainly on sandy subgrades. 90003

90012
90241

90006 Drainage deficiencies: 90007
90002 The biggest drainage problems were seen on flat and even areas, where water was standing in the ditches.Outlet ditches in flat field areas did not have any gradient and, as such, water did not flow away from the road area. Missing or clogged private access road culverts were typical drainage problems. Private houses and lands close to the road also caused problems due to the limited space for ditches or drainage improvement. 90003

90006 Special: 90007
90002 Umeå Södra maintenance area in Sweden was the first demonstration project where thermal camera and laser scanner were tested to support drainage analysis.Both techniques gave promising results, especially the use of laser scanners. It is expected that this will have great future in drainage analyses and follow up surveys, and also in the control of ditch clearing. 90003

90012
90251

.90000 1. Introduction, why drainage is important 90001
90002 1.1. History 90003
90004 Water is the most important compound ensuring life on Earth. But on roads the presence of water means mainly trouble. A main cause of road damage, and problems with the serviceability of road networks, is excess water filling the pores of road materials in the road and in the subgrade soils. 90005

90004 It is generally known that road structures operate well in dry conditions and because of this roads historically have been built on dry terrain.On those occasions where roads have had to be built on wet terrain, drainage structures have usually been designed to keep the road structures dry. 90005

90008

90004 The first roads in Europe were built about 3500 years ago. Already at that time engineers designed the road structures to take into account the importance of drainage. They paid attention to cross-fall (to help water to flow to the lateral ditches), grade line (the road surface should be above of the groundwater table and the surrounding ground) and lateral ditches (to convey water away from the road structure and prevent water table rise).90005
90004 Reference: Dawson: Water in Road Structures 90005

90013

90014

90004 Currently, however, the proper maintenance of road drainage structures is being ignored in many countries. In the results of the ROADEX projects, for instance, poorly performing drainage has been found to be one of the biggest concerns in the Northern Europe. Drainage problems can be found everywhere in low traffic volume road networks, but they can also be found in main roads. Over recent years, when governments have been decreasing budget funding for maintenance operations on low traffic volume roads, money has been given for asphalt paving works at the expense of drainage maintenance which has generally been ignored.90005

90017

90018

90004 Drainage condition has been traditionally evaluated visually and that is why drainage related problems have generally been related mainly to non-frozen summer, spring and fall seasons. Recent survey results however have shown that poor winter maintenance practices are leading water melting from snow walls to flow into the pavement structure and cause pavement cracking and deformation problems, especially in road shoulders. Annual pavement life time costs can be increased by up to 15-20% due to deficiencies in winter maintenance.90005
90002 1.2. Problems caused by poor drainage 90003
90004 Poor drainage creates many problems to both road users and road owners. Typically these are: 90005
90004 1) traffic safety (aquaplaning and ice) 90005
90004 Poor drainage is a traffic safety risk. Water may accumulate on the road like ponds. The accumulated water creates a risk of aquaplaning during rain. A wet surface reduces friction which leads to longer braking distances. Surface water can freeze during the night at those times of the year with frost nights, and thaw again when temperatures rise above freezing during the day.Where this happens roads may become very slippery and the change in friction may come as a surprise to those who are driving. 90005

90004 2) erosion 90005
90004 Uncontrolled water flows on the road area can cause erosion. Culverts are also risk places for erosion. Small diameter and clogged culverts can cause water to flow towards the road and produce erosion. Water exiting from culverts can similarly cause erosion when it discharges directly on to erosive soil. The sensitive soil types for erosion are silt, silty moraine and sand.Vegetation can reduce erosion. 90005

90004 3) reduced bearing capacity in the subgrade and road structures causing permanent deformation 90005
90004 Poor drainage and moisture is a main contributor to permanent deformation problems on roads. The earlier ROADEX projects have shown that in the Northern Periphery permanent deformation is the main cause of undesirable rutting on low volume roads. This can result in reduced traffic safety, increased driver health issues, lowered bearing capacities, and higher costs for road owners and users.90005

90004 4) frost heave and differential frost heave 90005
90004 One reason for differential frost heave is poor drainage when the road drainage is not maintained as it should be. Frost heave causes unevenness and cracking on the road. 90005

90004 5) reduced pavement life time and increased pavement management costs. 90005
90004 The most important factor triggering the need for paving is poor quality drainage. Improving the drainage condition in critical sections, and maintaining it in good condition, increases the pavement lifetime by 1.5 — 2.0 times. These findings have been supported by theoretical calculations made in the ROADEX II project. The conclusion was that if drainage maintenance and rehabilitation can be carried out in an economic fashion, they can lead to major savings in the annual maintenance costs for paved road networks. 90005

.90000 Drainage of Structures | Article about Drainage of Structures by The Free Dictionary 90001 90002 a system of drains (pipes, boreholes, and subterranean tunnels) intended to collect and draw off groundwater from structures. As distinguished from drainage of farmland, drainage of structures is used to prevent the seepage of water, to reinforce foundations, to reduce filtration pressure on the structure, and to protect foundations from erosion by seepage. These tasks can frequently be dealt with through general drainage of urban areas (industrial sites, airports, and so on), for which the same systems are used as when draining farmland.When general reduction of the level of ground water at construction sites can not provide the necessary effect or is not economically justified (as a rule, the water level should be 3 to 3.5 m below the earth’s surface), local systems of drainage of structures (bed , layer, and circular) are used. 90003 90002 Bed drainage of structures is achieved through the use of a so-called filtration bed, which is laid in the foundation of the structure, directly on the water-bearing soil. The filtration bed is hydraulically linked (by pipes or filtering material) to a tubular drain located outside the foundation not less than 0.7 m from the plane of the structure’s wall (Figure l, a). Bed drainage of structures completely protects the building not only from seepage of groundwater but also from capillary moisture. It is widely used in protecting underground structures built on loose soil of low permeability, as well as in draining high-temperature shops, heating systems, and flues into which no moisture should penetrate. 90003 90002 Layer drainage consists of drainpipes with filtration cushioning layers. The pipes are laid on water-resistant soil outside the structures to be protected.This type of drainage is used only when the foundation of the structure being protected is located on water-resistant soil. 90003 90002 Circular drainage of structures is constructed along the outlines of a building or area in which a number of structures are located. The operation of circular drainage of structures is based on lowering the level of groundwater within the protected contours, ensuring protection against seepage into underground installations and building units. The extent to which the groundwater level is lowered depends on the depth at which the drainpipes, the tunnels, or the filtering units of the wells lie relative to the subsoil water table, as well as on the size of the outline to be protected.Circular drains are placed at a certain distance from the building; as a result, the drains may be laid after the structure has been erected. In this sense, circular drainage of structures is advantageous in comparison with bed drainage, which is laid as the structure is being erected. 90003 90002 A distinction is made among horizontal, vertical, and combined types of drainage of structures, depending on the design features. Horizontal drainage uses pipe or tunnel drains, ditches, and gutters. Pipe drains are a combination of drainpipes with one or more sheets of filtration cushioning layers of sand and gravel (Figure l, b), arranged to avoid silting of the pipes by particles of soil.Manholes, usually made of sectional reinforced-concrete rings, are installed for inspection 90003 90012 90002 90014 Figure 1 90015. Horizontal drainage of structures: (a) bed drainage, (b) pipe drains for circular drainage; (1) original level of groundwater, (2) lowered level of groundwater, (3) filtration bed for bed drainage, (4) drainpipe, (5) filtration cushioning layer, (6) level of basement floor 90003 90002 of pipe drainage systems . Tunnel drains are pipes of large cross section, usually made of sectional reinforced concrete, with water intake openings and a cushioning layer.Ditches are mainly used in areas of small settlements, where the maintenance of groundwater at depths of up to 1.5 m is permissible. Under conditions of firm soil, ditches are made in the form of sloping trenches; in soft soil, gutters of sectional reinforced concrete are used. 90003 90002 Vertical drainage of structures is a system of wells joined by a sewage conduit, through which water is pumped out by a single unit or by a separate pump in each well. Sometimes the sewer is equipped with a trap, by means of which water sucked in from the wells enters the sewer (Figure 2).Combined drainage of structures is a combination of a horizontal drain-usually a tunnel drain-and a number of self-draining wells. 90003 90021 90002 90014 Figure 2 90015. Vertical drainage with trap water discharge: (1) trap piping, (2) absorption tube of trap, (3) removal of air to vacuum pump, (4) discharge of water to pumping unit, (5) air collector, (6) tubular wells, (7) intake chamber, (8) tunnel 90003 90002 Drainage systems for hydraulic-engineering installations (dams, locks, and so on) are usually constructed in their lower units.The drainage system for earthen dams uses various devices (a drainage prism in the lower bank, a drainage mattress in the body of the dam, or banded and pipe drainage systems in its foundation). In concrete dams with rock bases, the drainage system for the dam body uses a system of vertical drains emptying into longitudinal tunnels, from which the water passes into the tail water. In concrete dams without a rock foundation, drainage of structures with reverse filters is used. 90003 90002 90029 REFERENCES 90030 Abramov, S.K. 90031 Podzemnye drenazhi v promyshlennom i gorodskom stroitel’stve 90032. Moscow, 1967. 90033 Grishin, M. M. 90031 Gidrotekhnicheskie sooruzheniia 90032. Moscow, 1968. 90033 90031 Kol’tsevye drenazhi v promyshlennom i gorodskom stroitel’stve 90032. Edited by S. K. Abramov. Moscow, 1971. 90003.