Общие признаки воспитания: Основные признаки воспитания как педагогического явления — Студопедия

Содержание

Основные признаки воспитания как педагогического явления — Студопедия

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника по созданию оптимальных условий для освоения социально-культурных ценностей общества, развития его индивидуальности, самоактуализации личности.

Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их следует усвоить хорошо, ибо игнорирование этих признаков сводит на нет процесс воспитания, превращая его в совершенно другие педагогические явления: формирование личности (придание «формы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспитанников), управление развитием (опять без учета индивидуальности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений начальника и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и воспитанником), организация (формализм и заорганизованность «массы школьников») …

Итак, основные признаки воспитания как педагогического явления таковы:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеются в виду постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение социально-культурных ценностей общества; 2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация. У Д. Хармса это выражено замечательно: «Я – творец мира, и это самое главное во мне. Во все, что я делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира».



В более узком смысле этого слова предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоянно, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности – интуитивно) ставит и решает определенные задачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания.

2. Триединая сущность воспитания

Воспитание – понятие многоаспектное. Его нельзя понимать в одном единственном смысле. Воспитание есть триединство – «три кита» (средство, процесс, результат) в одном.

Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств.


Протекая во времени непрерывно, воспитание происходит на фоне постоянных изменений личности воспитанника и воспитателя, изменений в самом процессе воспитания. И тогда мы его рассматриваем как процесс. Но оно и результат, ибо постоянно в процессе воздействия на воспитанника определенных средств воспитания происходит количественное и качественное накопление значимых для развития человека качеств: в этом диалектичность воспитательного процесса.

3. Воспитание это процесс активного взаимодействия педагога и воспитанников

Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых (родителей и педагогов) уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания в процесс самопознания и на этой основе – самовоспитания, саморазвития.

Меняется и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присущи функции наставника, советчика, куратора, старшего друга – человека, обладающего большим объемом и качеством знаний о мире и большим жизненным опытом, – что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.

Вот почему процесс воспитания в современной школе может и должен быть детерминирован как процесс стимулирования саморазвития личности школьника, главным условием которого является постоянное, неуклонно расширяющееся саморазвитие педагога: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гибсон).

Нам близка и понятна точка зрения П. Ф. Каптерева: человек начинается с саморазвития, а не с воспитания. Воспитание присоединяется к саморазвитию и может действовать только по его образу и подобию. В этом случае школа есть не что иное, как фактор подготовки детей к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Внешние влияния дают человеку лишь побуждения и материал для деятельности, но сама деятельность – только его собственная. И все, что есть в душе, есть результат ее самодеятельности.

С этой точки, зрения продуктивна получившая сегодня признание и широкое вхождение в практику воспитания идея педагогической поддержки.

4. Воспитание, как известно, понимается в широком и узком смысле

В широком смысле – это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

В узком смысле – специальная воспитательная деятельность субъектов воспитания, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания (в деятельности классного руководителя, воспитателя, наставника, руководителя детского объединения, родителей…). Поэтому одной из главных задач педагога, коллектива учебно-воспитательного учреждения является создание оптимальных условий воспитания, или воспитывающей среды.

5. Важнейшим (можно сказать центральным) признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. В нашем определении оно – двуедино. Во-первых, это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности… Центральным понятием здесь является понятие «культура».

В житейско-обыденной практике воспитания нередко имеется в виду вооружение школьников лишь знаниями из различных областей культуры. Между тем сущностной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира.

Вторая сторона двуединого содержания воспитания – развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом. Это одно из главных стратегических направлений воспитания в современной школе.

6. Воспитание – процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Во-первых, овладение культурой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуальность воспитанника, специфика каждого педагогического явления весьма далеки от стандарта и требуют творческого подхода. В-третьих, сама личность педагога обладает большим творческим потенциалом, ибо только тогда возможно ощущение педагогом «состояния счастья», которое делает воспитательный процесс продуктивным, облегчает достижение высоких целей и обеспечивает удовлетворенность жизнью самого педагога.

7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется, как правило, специально подготовленными людьми: учителями и воспитателями, руководителями кружков и секций и т. д. Главные требования к ним: педагог – носитель позитивной жизненной и педагогической позиции, профессионал-мастер высокого класса, человек творческий и, наконец, «сам себе воспитатель», т. е. человек, занимающийся саморазвитием и увлекающий, «заражающий» своим личным примером своих учеников.

В современной школе настало время «коллектива единомышленников» (Ш. А. Амонашвили). Причем единомышленников высокого профессионального уровня, сочетающих глубокую научно-методическую подготовку и опыт практической творческой деятельности[11].

Основне признаки воспитания

Основные признаки воспитания:

  • Целенаправленность воздействий на воспитанника;

  • Социальная направленность этих воздействий;

  • Создание условий для усвоения ребёнком определённых норм отношений;

  • Освоение человеком комплекса социальных ролей.

На социализацию ребёнка существенное влияние оказывает характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который. с доной стороны, помогает ребёнку реализовать себя, с другой — интериоризовать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.

Воспитание как бы обрамляет развитие, придаёт качествами индивида социальный вектор. В своём единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности. Воспитание предполоагает не только формирование личности. но и создание условий для развития индивидуальности.

 

 

Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий:

Первое условие — обеспечение включенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности.

Особенностью социальных отношений детей является следующая двойственность: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой – носят опережающий характер.

Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Второе условие – самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека – интериоризация – ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности.

Основная задача педагога – помощь ребенку в его развитии и совершенствование всех сущностных сфер ребенка.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые являются основаниями нравственных оценок.

Формирование личности представляет собой не только процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но и процесс, при котором происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.п.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели и смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными.

Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека, когда он сопровождается эмоциями.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Личность начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией их удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет свою волю для управления своих потребностей и чувств.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно как личность ставит и реализует свои цели; как разрешает противоречия и выполняет действия на оптимальном уровне активности, как проявляет психическую устойчивость по отношению к трудностям; проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.

Саморегуляция осуществляется в соответствии в соответствии с формулой преломления внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач .

(С.Л.Рубинштейн)

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честное и добросовестное отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков; умение оценивать поведение современников с точки зрения моральных норм.

Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

В экзистенциальной сфере требуется формировать осознанное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали.

Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми;

выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентаций.

Последовательность реализации воспитательных задач определяется многими факторами, но прежде всего она отражает возможности как учащихся, так и педагогов, а также уровень развития воспитательной системы.

Мини-презентация «Основные признаки воспитания как педагогического явления»

Слайд 1

Воспитание — в своей сущности — это процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания, с точки зрения воспитанника, в процесс самопознания и на этой основе самовоспитания, саморазвития. Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присуши функции наставника, советчика, куратора, старшего друга — что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития. Основные признаки воспитания как педагогического явления Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение целей и задач во внутренний план воспитания; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитанников и воспитателя . Воспитание — это процесс. Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная структура, так как каждый из ее компонентов в наивысшей степени динамичен: педагог, как субъект педагогического процесса — развивающаяся личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник — развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна . Одним из основополагающих направлений, является создание оптимальных условий воспитания или воспитывающей среды. Эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает. Важнейшим воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. Во — первых, — это организация освоения социально — культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности. Самой существенной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, факторам, событиям окружающего мира. Во — вторых, развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе. Воспитание — это процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во — вторых, — индивидуальность воспитанников. В — третьих, — сама личность педагога «состоявшегося» обладает большим творческим потенциалом. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право.

Воспитание

Можете смело считать, что хорошо воспитали своих детей, если животные любят[en] их, а не боятся

Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни[en]. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание

Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение (см. также социализация). На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Основные виды воспитания — семейное, или домашнее (см. семейное воспитание), и общественное (общественно-организованное). Последнее в ходе исторического развития общества приобретает всё большее значение в формировании личности.

Воспитание — всеобщая и необходимая категория общественной жизни. Чтобы сохраняться и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями обеспечиваются воспитанием. Ему принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

Как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, воспитание имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье[en] и развитии физических сил, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам В. существенно изменяется в зависимости от исторического развития общественных отношений. Разоблачая идеологов буржуазии, отрицавших эту зависимость, Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали в «Манифесте Коммунистической партии»: «А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т.д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 443).

В первобытном обществе воспитание ещё не носило характера специфической деятельности, оно ограничивалось простым усвоением жизненно-практического опыта старших поколений младшими. Воспитание осуществлялось главным образом в процессе трудовой деятельности, а также при проведении различных обрядов и игр. Оно было направлено прежде всего на физическое развитие подрастающих поколений, на вооружение их трудовыми умениями и навыками. Опыт воспитания обобщался тогда в виде житейских правил, которые устно передавались из поколения в поколение. Поскольку в первобытном обществе не существовало классов, все дети получали примерно одинаковое воспитание. Разделение труда между мужчинами и женщинами обусловило некоторые различия в воспитании мальчиков и девочек.

С возникновением классов воспитание становится классовым; класс эксплуататоров использует его для укрепления своего господства. Знатные и богатые «свободные» люди Древней Греции и Рима получали разностороннее по тому времени воспитание и образование в различных учебно-воспитательных учреждениях. Воспитание рабов и их детей ограничивалось подготовкой к тяжёлому физическому труду. Таким образом воспитание усиливало и закрепляло исторически возникшее в классовом обществе разделение физического и умственного труда.

При феодализме воспитание носило ярко выраженный сословный характер. Воспитание детей каждого сословия имело свои задачи, содержание и формы. Так, дети светских феодалов получали преимущественно рыцарское воспитание. Дети крестьян воспитывались в семьях в условиях повседневной трудовой жизни. Дети ремесленников в ранний период средневековья также получали подготовку к жизни в своих семьях: позднее, в связи с развитием ремесла и торговли, появились цеховые школы для детей ремесленников и Гильдейские школы для детей торговцев. Во всех школах большое место занимало религиозное воспитание. Фридрих Энгельс указывал, что в период средневековья «… монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер» (там же, т. 7, с. 360). Религия была объявлена единственным источником истины, наука рассматривалась как «служанка религии». Средствами воспитательного воздействия церкви являлись богослужение, проповеди, поучения, исповедь.

В буржуазном обществе на смену сословной школе пришла школа классовая. Буржуазное воспитание, проникнутое частнособственнической, стяжательской психологией и моралью, усугубляло классовые противоречия. Дети имущих классов, которых готовили к тому, чтобы занимать командные посты в области экономики, политики, науки и культуры, получали соответствующее воспитание в привилегированных учебных заведениях. В школах для народа, по выражению Владимира Ильича Ленина, детей рабочих и крестьян «… не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для нее пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 303). (Н. И. Болдырев)

14 июля 1946 года вышло в свет первое издание книги доктора[en] Бенджамина Спока «Уход за ребенком[en] и его воспитание».

Метод естественных последствий

Метод естественных последствий — это педагогический приём рекомендовал ещё великий философ-гуманист Жан-Жак Руссо. Многие родители пользуются им интуитивно. Прежде всего он применим в тех ситуациях, когда ваш ребёнок совершил какой-либо неблаговидный поступок. Как помочь ребёнку почувствовать, что он был не прав? Можно, например, повременить с ликвидацией последствий. Если четырёхлетний малыш в который раз опрокинул на себя чашку с питьём, не кидайтесь сразу его переодевать. Дискомфорт от мокрой холодной одежды заставит его в другой раз быть осторожнее.

Если ваш сын потерял мяч или сломал велосипед, просто не спешите с покупкой новых вещей. Пусть послоняется во дворе без дела, попросит чужой велосипед, убедится, что без мяча труднее сколотить вокруг себя компанию. Это научит его быть бережливее.

Метод естественных последствий служит не только наказанием за проступки, но и помогает скорректировать характер, привычки, поведение ребёнка. Если из-за своей несобранности ребёнок опоздает на интересную экскурсию, то в другой раз воспоминания о пропущенном мероприятии заставят его мобилизоваться.

Но у метода «естественных последствий» есть определённые нюансы. Он годится только в тех случаях, когда последствия хоть и неприятны, но безопасны для ребёнка и окружающих. Последствия не должны быть слишком отдалены во времени. Хотя чем старше ребёнок, тем больше может быть этот интервал.

Последствия должны быть очевидны для ребёнка. Говорить трёхлетнему малышу: «Это ты потому так капризничаешь, что слишком много смотришь телевизор», — не имеет никакого смысла. Лучше просто не давать ему смотреть телевизор и занять чем-то другим, более полезным.

Наблюдая, как ребёнок испытывает на себе «естественные последствия», не злорадствуйте. Если он у вас совсем маленький, просто скажите ему, что вам сейчас некогда заняться «ликвидацией», пусть он немного подождёт.
Более старшему объясните, чем чревато то, что он сделал (или, наоборот, не сделал), и чего вы хотите добиться, не кидаясь сразу же ему на помощь.

Но и не переусердствуйте в многочисленных «вот видишь». Он видит, не сомневайтесь. Но в таких ситуациях вы должны быть уверены, что ребёнок действительно был в состоянии избежать наступивших последствий.

Цитаты известных людей о воспитании

Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.

  • Антуан де Сент-Экзюпери:

Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание.

Себастьян Брандт. «Родителям о воспитании»

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит,
Что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на не хороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Любовь Зеленская, 2017

Забери у дитя телефон.
Посмотри с ним на рыбок, на птичек,
Поиграй с ним в футбол: ты и он,
И костёр разведи с ним без спичек.
Почему нужно сунуть планшет
В ручки детские вместо скакалок?
Телевизор, «iPhone», интернет[en]
Не заменят ни «пряток», ни «салок».
Наши дети не знают совсем
Ни иголки, ни швабры, ни тряпки…
«Виртуальное» — нет других тем!
Где теперь шалаши и палатки?
Борщ сварить и испечь пироги,
Как носочки стирать и штанишки?
Ты войти ему в ЖИЗНЬ помоги.
Завтра взрослыми станут детишки.
Посади с ним цветок, деревцо.
Пусть на них смотрят детские глазки[en].
Отверни от экрана лицо,
Расскажи ему мудрую сказку.
Научи его книги читать[en],
Размышлять над поступком героя,
Научи и творить, и мечтать,
Обсуждать все проблемы с тобою.
Покажи, что живой мир вокруг:
Ни «мультяшный», ни «зло-виртуальный»,
Научи его: что значит ДРУГ!
В ЖИВЫХ играх и в жизни РЕАЛЬНОЙ.
Пусть его свежий воздух пьянит,
Ведь занятий вокруг — миллионы!
Радость детства продли хоть на миг:
Дай СЕБЯ ему вместо АЙФОНА!

Подробнее о воспитании читайте в литературе:

  • Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957;
  • Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб.], Москва, 1968;
  • Ленин и проблемы народного образования, М., 1961;
  • Программа КПСС, М., 1961, ч. 2, разд. 5, пункт 1, 2;
  • Крупская Н. К., Избр. педагогические произведения, М., 1957;
  • Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избранные статьи и речи, М., 1957;
  • Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М., 1958;
  • Шацкий С. Т., Избр. педагогические сочинения, М., 1958;
  • Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1962.

Основные признаки воспитания как педагогического явления

Воспитание
– творческий целенаправленный процесс
взаимодействия педагогов и воспитанника
по созданию оптимальных условий для
освоения социально-культурных ценностей
общества, развития его индивидуальности,
самоактуализации личности.

Рассмотрим
более подробно основные признаки
категории «воспитание». Их следует
усвоить хорошо, ибо игнорирование этих
признаков сводит на нет процесс
воспитания, превращая его в совершенно
другие педагогические явления:
формирование личности (придание «формы»,
заданной извне, без учета возможностей
и желания воспитанников), управление
развитием (опять без учета индивидуальности
воспитанника), руководство (нечто
наподобие отношений начальника и
подчиненного), спонтанное развитие
(отсутствие целенаправленности,
неосознанность цели воспитателем и
воспитанником), организация (формализм
и заорганизованность «массы школьников»)

Итак,
основные
признаки воспитания

как педагогического явления таковы:

1.
Целенаправленность
всего воспитательного процесса и каждого
его элемента. Имеются в виду постановка
воспитателем цели (как конечного
результата педагогической деятельности),
определение стратегических и тактических
задач по ее реализации, переведение
цели и задач во внутренний план
воспитанников; планирование на их основе
всей жизнедеятельности воспитателя и
воспитанников. Конечная цель воспитания
двуедина: 1) освоение социально-культурных
ценностей общества; 2) развитие
индивидуальности воспитанников, их
самоактуализация. У Д. Хармса это выражено
замечательно: «Я – творец мира, и это
самое главное во мне. Во все, что я делаю,
я вкладываю сознание, что я творец мира».

В
более узком смысле этого слова
предполагается целенаправленность,
определенность каждого акта педагогического
воздействия. Думающий педагог, работающий
на уровне научно-методического осмысления
воспитательного процесса, постоянно,
каждодневно и ежечасно сознательно (а
с опытом творческой деятельности –
интуитивно) ставит и решает определенные
задачи, лежащие в русле поставленной
цели воспитания.

2. Триединая сущность воспитания

Воспитание
– понятие многоаспектное. Его нельзя
понимать в одном единственном смысле.
Воспитание есть триединство – «три
кита» (средство,
процесс, результат
)
в одном.

Воспитание,
выступая в качестве стимулирующего
фактора развития личности ребенка,
является средством.
Значит, чтобы личность полноценно,
нормально развивалась, педагог должен
иметь целый арсенал средств.

Протекая
во времени непрерывно, воспитание
происходит на фоне постоянных изменений
личности воспитанника и воспитателя,
изменений в самом процессе воспитания.
И тогда мы его рассматриваем как процесс.
Но оно и результат,
ибо постоянно в процессе воздействия
на воспитанника определенных средств
воспитания происходит количественное
и качественное накопление значимых для
развития человека качеств: в этом
диалектичность воспитательного процесса.

3. Воспитание – это процесс активного взаимодействия педагога и воспитанников

Причем
по мере взросления и развития воспитанника
его
позиция как объекта

педагогического воздействия со стороны
взрослых (родителей и педагогов)
уменьшается,
а
позиция субъекта воспитания увеличивается
,
превращая процесс воспитания в процесс
самопознания и на этой основе –
самовоспитания, саморазвития.

Меняется
и позиция воспитателя: ему в большей
степени становятся присущи функции
наставника, советчика, куратора, старшего
друга – человека, обладающего большим
объемом и качеством знаний о мире и
большим жизненным опытом, – что позволяет
ученику, воспитаннику более экономично
и эффективно решать задачи самопознания
и саморазвития.

Вот
почему процесс воспитания в современной
школе может и должен быть детерминирован
как процесс стимулирования саморазвития
личности школьника, главным условием
которого является постоянное, неуклонно
расширяющееся саморазвитие педагога:
«У всякого человека бывает два воспитания:
одно, которое ему дают другие, и другое,
более важное, которое он дает себе сам»
(Э. Гибсон).

Нам
близка и понятна точка зрения П. Ф.
Каптерева: человек начинается с
саморазвития, а не с воспитания. Воспитание
присоединяется к саморазвитию и может
действовать только по его образу и
подобию. В этом случае школа есть не что
иное, как фактор подготовки детей к
саморазвитию, самообразованию,
самовоспитанию. Внешние влияния дают
человеку лишь побуждения и материал
для деятельности, но сама деятельность
– только его собственная. И все, что
есть в душе, есть результат ее
самодеятельности.

С
этой точки, зрения продуктивна получившая
сегодня признание и широкое вхождение
в практику воспитания идея
педагогической поддержки
.

Основные признаки воспитания как педагогического явления

Воспитание
– творческий целенаправленный процесс
взаимодействия педагогов и воспитанника
по созданию оптимальных условий для
освоения социально-культурных ценностей
общества, развития его индивидуальности,
самоактуализации личности.

Рассмотрим
более подробно основные признаки
категории «воспитание». Их следует
усвоить хорошо, ибо игнорирование этих
признаков сводит на нет процесс
воспитания, превращая его в совершенно
другие педагогические явления:
формирование личности (придание «формы»,
заданной извне, без учета возможностей
и желания воспитанников), управление
развитием (опять без учета индивидуальности
воспитанника), руководство (нечто
наподобие отношений начальника и
подчиненного), спонтанное развитие
(отсутствие целенаправленности,
неосознанность цели воспитателем и
воспитанником), организация (формализм
и заорганизованность «массы школьников»)

Итак,
основные
признаки воспитания

как педагогического явления таковы:

1.
Целенаправленность
всего воспитательного процесса и каждого
его элемента. Имеются в виду постановка
воспитателем цели (как конечного
результата педагогической деятельности),
определение стратегических и тактических
задач по ее реализации, переведение
цели и задач во внутренний план
воспитанников; планирование на их основе
всей жизнедеятельности воспитателя и
воспитанников. Конечная цель воспитания
двуедина: 1) освоение социально-культурных
ценностей общества; 2) развитие
индивидуальности воспитанников, их
самоактуализация. У Д. Хармса это выражено
замечательно: «Я – творец мира, и это
самое главное во мне. Во все, что я делаю,
я вкладываю сознание, что я творец мира».

В
более узком смысле этого слова
предполагается целенаправленность,
определенность каждого акта педагогического
воздействия. Думающий педагог, работающий
на уровне научно-методического осмысления
воспитательного процесса, постоянно,
каждодневно и ежечасно сознательно (а
с опытом творческой деятельности –
интуитивно) ставит и решает определенные
задачи, лежащие в русле поставленной
цели воспитания.

2. Триединая сущность воспитания

Воспитание
– понятие многоаспектное. Его нельзя
понимать в одном единственном смысле.
Воспитание есть триединство – «три
кита» (средство,
процесс, результат
)
в одном.

Воспитание,
выступая в качестве стимулирующего
фактора развития личности ребенка,
является средством.
Значит, чтобы личность полноценно,
нормально развивалась, педагог должен
иметь целый арсенал средств.

Протекая
во времени непрерывно, воспитание
происходит на фоне постоянных изменений
личности воспитанника и воспитателя,
изменений в самом процессе воспитания.
И тогда мы его рассматриваем как процесс.
Но оно и результат,
ибо постоянно в процессе воздействия
на воспитанника определенных средств
воспитания происходит количественное
и качественное накопление значимых для
развития человека качеств: в этом
диалектичность воспитательного процесса.

3. Воспитание – это процесс активного взаимодействия педагога и воспитанников

Причем
по мере взросления и развития воспитанника
его
позиция как объекта

педагогического воздействия со стороны
взрослых (родителей и педагогов)
уменьшается,
а
позиция субъекта воспитания увеличивается
,
превращая процесс воспитания в процесс
самопознания и на этой основе –
самовоспитания, саморазвития.

Меняется
и позиция воспитателя: ему в большей
степени становятся присущи функции
наставника, советчика, куратора, старшего
друга – человека, обладающего большим
объемом и качеством знаний о мире и
большим жизненным опытом, – что позволяет
ученику, воспитаннику более экономично
и эффективно решать задачи самопознания
и саморазвития.

Вот
почему процесс воспитания в современной
школе может и должен быть детерминирован
как процесс стимулирования саморазвития
личности школьника, главным условием
которого является постоянное, неуклонно
расширяющееся саморазвитие педагога:
«У всякого человека бывает два воспитания:
одно, которое ему дают другие, и другое,
более важное, которое он дает себе сам»
(Э. Гибсон).

Нам
близка и понятна точка зрения П. Ф.
Каптерева: человек начинается с
саморазвития, а не с воспитания. Воспитание
присоединяется к саморазвитию и может
действовать только по его образу и
подобию. В этом случае школа есть не что
иное, как фактор подготовки детей к
саморазвитию, самообразованию,
самовоспитанию. Внешние влияния дают
человеку лишь побуждения и материал
для деятельности, но сама деятельность
– только его собственная. И все, что
есть в душе, есть результат ее
самодеятельности.

С
этой точки, зрения продуктивна получившая
сегодня признание и широкое вхождение
в практику воспитания идея
педагогической поддержки
.

Основные признаки процесса воспитания. Основные функции воспитателя

Основные признаки процесса воспитания: системность, целостность, двусторонность, комплексность, гуманность, планомерность, нацеленность на конкретный результат, непрерывность, продолжительность и организованность. Глубокое и правильное их понимание способствует качественной организации и эффективности этого процесса. 

Воспитательный процесс представляет собой стройную систему, состоящую из определенных элементов (компонентов воспитательного процесса), имеет структурные составляющие, соответствующие его функциям. При этом имеется в виду не простая система, а динамическая, с тенденцией к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. 

Все эти элементы создают целостность и действуют в комплексе. Целостность и комплексность – закономерные свойства воспитательного процесса. Они объективно существуют настолько, насколько общество нуждается в воспитании подрастающего поколения. Отсюда объективно существует единство обучения, воспитания, развития и самосовершенствования воспитанников, единство их сознания и поведения, единство содержательного и процессуального сторон этого процесса, всестороннее развитие личности воспитанника в этом процессе и формирования гражданина. 

Полная реализация функций воспитательного процесса и их национальная направленность предусматривают четкую его организацию, планомерность, непрерывность и продолжительность. Эти признаки также диктуют условия определения и становления национальной системы образования и воспитания.

С этой целью: 

– определяются конкретные черты личности украинского гражданина, которые предполагается воспитывать; 

– изучается питомец и диагностируется развитие его личности в целом и отдельные ее черты; 

– проецируется личность воспитанника на основе образца-идеала; 

– планируется воспитательный процесс и практически осуществляется; 

– усваивается питомцем социальный и профессиональный опыт, общечеловеческие, национальные, специальные и профессиональные черты, навыки и привычки поведения и деятельности; 

– организуется поведение и деятельность воспитанника в соответствии с идеала; 

– побуждающих воспитанника к самосовершенствованию и формируют и развивают его мотивации; 

– контролируют, оценивают и корректируют ход и результаты воспитательных мероприятий и всего воспитательного процесса.

Всю эту работу организует и осуществляет субъект воспитания – воспитатель, который является основной фигурой воспитательного процесса. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может влиять на развитие и определение личности, только характером можно формировать характер.

Причины такого морального магнетизування скрытые глубоко в природе человека», – подчеркивал К. Д. Ушинский. Субъектами воспитания являются педагоги, ученические и другие коллективы, общественные институты, семьи воспитанников и тому подобное. Основную роль среди них выполняют педагоги – непосредственные организаторы и участники воспитательного процесса.

К основным функциям воспитателя относятся: 

• организационно-мотивационная – способствует осознанию воспитателями сущности воспитательного процесса и своего места в нем, обеспечивает целенаправленное планирование воспитательной работы и ее содержательную реализацию, формирование у воспитанников мотивации совершенствованию и самосовершенствованию, творческое привлечение всех воспитанников к воспитательному процессу; 

• мобилизационная – предполагает формирование и развитие у воспитанников установки на творческое самосовершенствование, постоянное развитие положительных качеств и нивелирования негативных, на творческое овладение знаниями, навыками, умениями и овладение профессиональной мастерства; 

• формирующе-развивающая – основная, базовая функция, сущность которой заключается в формировании и постоянном совершенствовании у воспитанников социально-ценностных качеств, обеспечении гармоничного развития личности гражданина и эффективной самореализации его творческого потенциала в профессиональной деятельности; 

• информационно-коммуникативная – заключается в активном целенаправленном воздействии на сознание, подсознание, интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую и мотивационную сферы личности воспитанника, формировании высокой культуры общения и общего этикета, правил повседневного поведения, развития социально значимых ценностей среди воспитанников; 

• профилактически-перевоспитательная – заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации негативных проявлений поведения, психолого-педагогическом предупреждении девиантного поведения, преодолении и устранении негативных черт характера питомца, целенаправленном формировании мотивации к постоянному самосовершенствованию; 

• оценочно-контрольная – заключается в контроле, проверке и оценке результатов воспитательного процесса и внесении в него соответствующих изменений и коррективов.

Характер и эффективность реализации этих функций воспитателями, безусловно, зависят от их инициативности, добросовестности, творчества, педагогического мастерства.

Принципы воспитания — Педагогика

Принципы образования

Образование как одна из подсистем образования подчиняется своим общим законам и принципам.

Принцип (от латинского слова Principium — основа, начало) является руководящей идеей, основным требованием к деятельности и поведению, вытекающим из законов, установленных наукой.

Принципы образовательного процесса определяются как система базовых, базовых требований к воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач личностного развития.

Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству того или иного типа личности; определить его стратегию, цели, содержание и методы обучения, общее направление его реализации, стиль взаимодействия субъектов образования.

К основным принципам воспитания, отражающим логику образовательного процесса, относится принцип гуманистической направленности воспитания. Этот принцип выражает необходимость сочетания целей общества и личности. Принцип предполагает последовательное отношение учителя к ученику как ответственному и независимому субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с индивидом и коллективом в образовательном процессе на основе субъектно-субъектных отношений. Реализация принципа на практике эффективно влияет на развитие рефлексивности и саморегуляции у образованных людей, их отношения к миру и миру, к себе и себе, на развитие чувства собственного достоинства и ответственности; о формировании демократических и гуманистических взглядов.

Принцип общения с жизнью и работой — традиционное требование к образованию в советской педагогике. Однако это одно из основополагающих положений мировой педагогики. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методы образовательного процесса. Соблюдение этого принципа обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта образованной, успешной адаптации молодежи к жизни.

Принцип связи воспитания, школы и жизни означает, что учителя на уроках и во внеклассной деятельности детей должны обсуждать с ними жизненно важные для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой. мира. Школьные дисциплины, программы и насыщенная жизнь ближайшего окружения детей, а также стран и мира предоставляют для этого большие возможности.

Принцип формирования в единстве сознания и поведения — Это требование следует из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в виды деятельности.Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направляет действия и действия человека и одновременно развивается под влиянием поведения и активности. Реализация этого принципа требует организации занятий, в которых учащиеся убедятся в истинности и жизненности полученных знаний, идей, приобретут навыки и навыки социально значимого поведения.

Принцип воспитания в коллективе и через команду — это требование вытекает из необходимости формирования определенной морали и поведения: человека, живущего в обществе, входящего в разные группы, гармонизируют общие, общественные интересы, цели и ценности со своими личными.Участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, — мощный воспитательный инструмент. Учитель должен уметь создавать команду учеников, управлять ею и использовать ее как педагогический инструмент.

Принцип единства требований и уважения к личности ученика. Эту позицию ярко и убедительно сформулировал А.С. Макаренко: есть вседозволенность и безграничный либерализм, и требовательность, с высочайшим уважением к личности.Следуя этому принципу, учитель выберет стиль и тон отношений с учениками, которые не подавляют, а усиливают их сильные стороны, поощряют позитивные действия и поступки, внушают чувство собственного достоинства и ответственности за свое поведение. Требование, если оно не связано с коварством, предубеждением, мелочностью, — высшая мера уважения к человеку. Принцип последовательности , систематичность, единство и преемственность образовательных влияний. Соблюдение данного принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой не рядоположены, а образуют единое целое. Образование категорически против бессистемных, случайных, спонтанных, непоследовательных и беспорядочных педагогических воздействий. В требованиях к ученикам ничего подобного воспитанию не мешает. Вот почему так важно, чтобы семья поддерживала требования школы. Этот принцип предполагает единство требований к учебной среде.Преемственность учебного процесса реализуется за счет развитой системы внеаудиторной и внеклассной работы.

Требование преемственности предполагает организацию образовательного процесса, в которой деятельность является естественным и логическим продолжением проделанной ранее работы, закрепляет и развивает достигнутые результаты, поднимает воспитание и развитие на более высокий уровень.

Процесс воспитания всегда адресован целостной личности.Но в каждый момент перед зрителем решается конкретная воспитательная задача. Связность и преемственность этих заданий обеспечивает переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.

Систематичность и последовательность позволяют достичь больших результатов за меньшее время.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Реализация данного принципа требует приведения содержания и форм деятельности учащихся в соответствие с их возрастом, жизненным опытом, сильными сторонами и возможностями.Возрастной подход, прежде всего, предполагает изучение уровня реального развития, воспитания и социальной зрелости детей и подростков. Если требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей или выходят за рамки их возможностей, эффективность воспитательной работы снижается. В то же время каждый ребенок — особый мир. Поэтому процесс обучения должен быть еще более индивидуализированным, чем процесс обучения. Это станет возможным, если учитель, опираясь на текущие потребности и интересы ребенка, сможет найти такие формы и способы их удовлетворения, которые породили бы новые потребности и новые интересы в качестве решающей основы для мотивации поведения и деятельности.

Таким образом, принципы воспитания отражают основные требования к организации учебной деятельности, указывают ее направленность и в конечном итоге помогают творчески подойти к построению воспитательного процесса.

.

Жестокое обращение с президентом — признак плохого воспитания — NRM

На прошлой неделе в офисах партии «Платформа национального единства» (ПНП), базирующейся в Камвокья, возникло оживление после того, как лидер партии Роберт Ссентаму Кьягуланьи, известный как Боби Вайн, псевдоним Принципал, тайно представил очень дорогой сейф для денег.

Мы можем достоверно сообщить, что многие сотрудники NUP сначала думали, что коробку собираются отвезти в дом их директора в Магере, район Вакисо.

К сожалению, его доставили в одну из специальных комнат рядом с его кабинетом.Люди, хранящие огромные суммы наличных, часто покупают сейфы.

«Для нас не удивительно, что сегодня наш лидер представил акцию« Muda Muda », на которой доброжелатели собираются внести финансовый вклад в дело смены руководства страны», — сообщил этому сайту один из сотрудников НУП.

Сегодня директор NUP Кьягуланьи официально объявил о проведении акции «Muda Muda», в рамках которой партия намерена собрать более 1,17 трлн шиллингов, что поможет в повседневной работе секретариата партии, включая финансирование деятельности партии на предстоящих всеобщих выборах 2021 года.

Следует отметить, что НЕП объявила Кьягуланьи единственным кандидатом, несущим партийный флаг на предстоящих президентских выборах 2021 года.

Айша Кабанда, заместитель генерального секретаря партии, заявила, что «муда муда» — это жаргонное выражение, означающее десять тысяч шиллингов (10 000): «Никакая сумма денег не является маленькой и никакой суммы денег недостаточно. Вы также можете внести свой вклад натурой, предлагая, в частности, услуги, топливо ».

Она также сообщила, что деньги пойдут на помощь им в спасении своих членов в судах, арестованных за активную деятельность, клеймение своей партии, покупку топлива, мобилизацию и другие действия.

Она рассказала, что они ожидают, что 12,5 млн человек внесут свой вклад следующим образом; один миллион человек внесет 500 000 шиллингов каждый, еще один миллион также внесет вклад в размере 300 000 шиллингов каждый, еще один миллион внесет вклад в размере 100 000 шиллингов каждый, а остальные внесут 10 000 шиллингов для сбора 1,17 трлн шиллингов.

«Мы будем прозрачными, строгими в бухгалтерском учете, бережливыми в расходах на благосостояние нашей оперативной группы и пеших солдат», — пообещал Кабанда.

Барби Кьягуланьи, жена директора школы, первой внесла 20 000 шиллингов.

Кьягуланьи также объявил об увольнении ярких приверженцев Демократической партии, которые недавно перешли на сторону НЕП за лояльность к партии.

BETWAY 2020 BETWAY 2020

Жертвами стали Самуэль Любега Мукаку, который был заместителем председателя избирательного комитета партии. Другие — Джон Мэри Себууфу и Иеремия Кия Мванжа, которые все дезертировали из Демократической партии.

Их заменил Тони Бикумби, широко известный как Тони Хоулс, личный продюсер Боби Вайн, а Рахма Джума, сестра личного друга Боби Вайна, Нубиан Ли, и Мерси Валукамба осталась председателем комитета.

Несмотря на то, что Боби Вайн не раскрыл причину, по которой он уволил Мукаку, источники в NUP сообщили TheGrapevine, что Мукаку ведет свою политическую игру в двух лигах (читай партиях), он поддерживает кандидатов DP вместо кандидатов NUP.

Мукаку также обвиняли в использовании своего положения в партии для преследования своих конкурентов на юге Любаги, где он баллотируется в качестве члена парламента, чтобы заменить действующего Пола Като Любвамы.

В своей речи Кьягуланьи призвал новичков решить, с ними они или нет.

Автор Sengooba Alirabaki

.

цитат о воспитании (83 цитаты)

«[Жены влиятельных дворян] должны хорошо разбираться в правительстве и быть мудрыми — фактически, намного мудрее, чем большинство других женщин, находящихся у власти. Знания баронессы должны быть настолько всеобъемлющими, чтобы она могла все понять. О ней философ мог бы сказать: «Нет мудрого человека, который не знает какой-то части всего». Более того, она должна обладать смелостью мужчины. Это означает, что ее не следует слишком сильно воспитывать среди женщин и не следует допускать обширных женских забот.Почему я так говорю? Если бароны хотят, чтобы их почитали так, как они того заслуживают, они проводят очень мало времени в своих поместьях и на своих землях. Идти на войну, посещать двор своего князя и путешествовать — три основные обязанности такого лорда. Так что дама, его спутница, должна представлять его дома во время его отсутствия. Хотя ее мужа обслуживают судебные приставы, судебные исполнители, сборщики ренты и земельные управляющие, она должна управлять ими всеми. Чтобы делать это по ее праву, она должна вести себя с такой мудростью, чтобы ее боялись и любили.Как мы уже говорили, лучший страх — это любовь.

Когда обижены, ее люди должны иметь возможность обратиться к ней за убежищем. Она должна быть настолько умелой и гибкой, чтобы в любом случае ответить соответствующим образом. Следовательно, она должна быть хорошо осведомлена о нравах своей местности и проинструктирована о ее обычаях, правах и обычаях. Она должна быть хорошим оратором, гордая, когда требуется гордость; осмотрительность по отношению к пренебрежительным, угрюмым или непокорным; и снисходительно нежный и скромный по отношению к своим хорошим, послушным подданным.С советниками своего господина и советами старших мудрецов она должна работать непосредственно со своим народом. Никто никогда не должен иметь возможность сказать о ней, что она действует просто по-своему. Опять же, у нее должно быть мужское сердце. Она должна знать законы оружия и все, что касается войны, всегда быть готовой командовать своими людьми, если в этом возникнет необходимость. Она должна знать тактику нападения и защиты, чтобы убедиться, что ее крепости хорошо защищены, если она ожидает нападения или считает, что должна начать военные действия.Испытывая своих мужчин, она обнаружит в них мужество и решительность, прежде чем слишком доверять им. Она должна знать количество и силу своих людей, чтобы точно оценить свои ресурсы, чтобы ей никогда не пришлось доверять пустым или слабым обещаниям. Рассчитывая, какие силы она способна предоставить до того, как ее господин прибудет с подкреплением, она также должна знать финансовые ресурсы, которые она могла бы использовать для поддержания военных действий.

Ей следует избегать притеснения своих мужчин, поскольку это вернейший способ вызвать их ненависть.По мнению ее совета, она может лучше всего развивать их преданность, если говорить с ними смело и последовательно, не приводя одну причину сегодня, а другую — завтра. Говоря слова мужества своим воинам, а также другим своим слугам, она будет призывать их к верности и прилагать все усилия ».

Кристин де Пизан,

Сокровище женского города

.

«Вопрос воспитания» Энтони Пауэлла

Что это за штука в моих руках? художественная литература? мемуары? история? романтика?
Это всего лишь понемногу и нечто большее: вещь красоты, которую приятно открывать.
«Танец» — это амбициозный проект, призванный уловить суть эпохи посредством подробного изучения персонажей и отображения отношений между актерами. The Dance — это также проект, который использует условности классической музыки, чтобы рассказать свою историю: есть прелюдия, повторяющиеся темы, движения и изменения темпа и солистов.Архитектура и поэзия переплетаются друг с другом в тщательно продуманные структуры и метафорические аллегорические образы. Меня зацепило с самого начала, с «прелюдии», которая отсылает к знаменитой картине Пуссена:

poussin

Почему-то вид падающего на огонь снега всегда заставляет меня думать о древнем мире — легионеры в овечьей шкуре греются на полу. жаровня: горные алтари, где между зимними столбами светятся приношения; кентавры с факелами, несущиеся по ледяному морю — разрозненные, несогласованные формы из сказочного прошлого, бесконечно удаленные от жизни; и все же принося с собой воспоминания о вещах реальных и воображаемых.
Эти классические проекции и кое-что в физических отношениях самих людей, когда они отворачивались от огня, внезапно напомнили сцену Пуссена, в которой Времена года, взявшись за руки и обращенные наружу, ступают в ритме с нотами лиры, которую крылатый и голая седобородая играет. Образ Времени вызвал мысли о смертности: человеческие существа, обращенные наружу, как времена года, движущиеся рука об руку в сложной мере: шагающие медленно, методично, иногда немного неловко, в эволюциях, которые принимают узнаваемую форму: или разбиваются на, казалось бы, бессмысленные вращения. , в то время как партнеры исчезают только для того, чтобы появиться снова, еще раз придавая картине зрелище: неспособные контролировать мелодию, возможно, неспособные контролировать шаги танца.

Пути толкования широко открыты: времена года будут представлять четыре возраста человека; исполнитель мелодии — это история марша, начинающегося после одного глобального пожара и ведущего танцоров в следующий; ритм — это судьба, игрокам предлагается лишь ограниченный контроль над шагами.

Я никогда не слышал о Танце до того, как присоединился к Goodreads, а это значит, что роман либо вышел из расцвета (устарел?), Либо слишком вычурен (интеллектуален?) Для массового потребления, либо слишком скучен в своем изложении.Ни один из этих опасений не подтвердился в моем случае, хотя я признаю, что это может быть не всеми любимая чашка чая. Многие читатели ищут приключений и азарта, быстрых и масштабных героев, и этот роман больше сосредоточен на пассивном наблюдении со стороны в лице Ника Дженкинса. Пауэлл напоминает мне, что даже эти обычные герои художественной литературы должны с чего-то начинать, как обычные люди, занятые обычными делами, ожидая момента кризиса, чтобы либо возвысить их до славы, либо бросить в грязь.Вот почему я считаю, что Танец начинается с юношей в школе, запечатлевая момент, когда совесть, критическое мышление, самосознание и темперамент сливаются в личность, которую носитель будет носить всю оставшуюся жизнь.

Вопрос воспитания , таким образом, представляет собой роман о юности, открывающей себя, историю весны и надежды, смешанную с путаницей, время изучения шагов и музыки, время невинности и любопытства. Пауэлл — дирижер симфонии, Время — композитор (неужели это объятие фатализма?), А солист / рассказчик — Николас Дженкингс, студент колледжа в Итоне.Я плохо разбираюсь в британской образовательной системе, но из полезных комментариев в прочитанной группе я определил, что Итон — это своего рода эксклюзивная средняя школа для обеспеченных, несмотря на то, что ее называют «государственной» школой. Это также школа-интернат только для мальчиков, создающая искусственную изолированную среду, ориентированную на классические занятия и физически требовательные виды спорта, которые важны в связи с аргументом «Воспитание против природы», подавляя врожденные склонности и таланты и поощряя подчинение. в социальную структуру, укрепляя кастовую систему, господствовавшую в Британской империи в то время (начало 1920-х).

Очевидно, среди тех, кто меня окружал, происходил какой-то сложный процесс сортировки: хотя только годы спустя я осознал, насколько рано начинают развиваться такие добровольные сегрегации; и как они продолжаются на протяжении всей жизни.

Дженкинс — это по необходимости чистая страница, холст, на котором писатель наполняет медленно накапливаемые знания и мудрость, зеркало безрассудства и странностей его современников. Это не новый трюк в колчане талантливого рассказчика, поскольку такой аморфный главный персонаж позволяет читателю легче соскользнуть в роль наблюдателя и легче отождествлять себя с рассказчиком.Исследования и откровения молодого человека будут отражать не только время, проведенное им в Итоне и за его пределами, но и наши личные воспоминания о школьных годах, юности, первых дружеских отношениях и первых страстях.

Настоящая демонстрация силы для меня в этом первом томе заключается в том, насколько хорошо Пауэлл может отойти на второй план и позволить своим персонажам занять центральное место, как Дженкинс и его друзья ведут себя и говорят о своем возрасте (сколько здесь автобиографического содержания ?), оставляя читателю умные интерпретации и глубокий самоанализ между строк романа.В прологе каждой из четырех основных частей первого романа (колледж, семейная жизнь, Франция, университет) есть подсказки и подсказки, которые направляют читателя в правильном направлении, как аннотации к партитуре — andante, fortissimo, allegretto. . Но основная часть романа рассказывается с точки зрения этого революционного поколения, которое должно пересмотреть ценности прошлого в связи с только что закончившейся войной.

Одна из ранее заявленных повторяющихся тем представлена ​​дядей Джайлзом, который настаивает на том, что в мире они живут талантами и умом менее важны, чем люди, которых вы знаете: кто может помочь вам, кто ваши родители , в какую школу ты ходил, какой портной шьет тебе костюмы.Короче — вопрос воспитания. По ходу романа единообразие, наложенное на школьную территорию, будет растворено в холмах и долинах общественного признания с правилами, в основном скрытыми, но такими же строгими, как индийская кастовая система. Лучшие школьные друзья Дженкинса, Чарльз Стрингхэм и Питер Темплер, улетят прочь, как континенты, оставив Ника в середине. Случайные посетители, такие как Widmerpool или Sunny Farebrothers, у которых отсутствуют жизненно важные семейные связи, станут предметом жестоких шуток со стороны толпы, и им придется искать другие пути к успеху (горящие амбиции, маскирующие цвета: «» Игрок в крикет всегда делает хорошее впечатление », — заявляет Санни, объясняя, почему он носит свое спортивное снаряжение во время визитов к своим богатым покровителям)

По мере того, как я постепенно узнавал их лучше, я увидел, что на самом деле Стрингхэм и Темплер предоставили в своих соответствующих методах приближающейся жизни, модели двух очень различимых форм существования, каждая из которых заслуживала рассмотрения в свете своих особых особенностей: обе, в то же время, требовали корректировки шкалы ценностей, которая медленно принимала согласованные формы до тех пор, пока мои собственные каноны поведения были обеспокоены.Этот контраст был в основном вопросом темперамента. Со временем у меня появилась возможность понять, насколько их непохожесть друг на друга может быть объяснена разным фоном.

Вертикальное расслоение общества становится еще более очевидным по мере того, как Дженкинс переходит из колледжа в университет, когда он присоединяется к разным кругам и продолжает наблюдать и записывать Танец. Теория о том, что в жизни важно, «кто», а не «что» вы знаете, раскрывается в чайном салоне одного из донов, Силлери, который плетет невидимые нити влияния, как паук-гермафродит, перемещая молодых людей вокруг, но осторожно сохранение выделенной ступени по служебной лестнице: Стрингхэм — аристократия и государственное положение; Питер Темплер — богатство и коммерция; Санни и Уидмерпул — респектабельность среднего класса; Квиггин и Марк Члены — рабочий класс, один вундеркинд, другой художник.Позже в серии будет интересно узнать, подтвердится ли моя первоначальная классификация этих персонажей, и какой из них сломает барьеры воспитания. Автор голосом Дженкинса предостерегает меня от поспешных решений:

Мудрость — это сила признать, что вы не можете понять и судить людей в целом.

Меня заставили поверить, что лучший способ приблизиться к Танцу — это без багажа предвзятых идей или ложной уверенности, держать мой разум открытым и изучать вместе с Дженкинсом как мелодию Времени, так и шаги балета.

Нелегко — возможно, даже нежелательно — судить о других людях по единому стандарту. Противное, даже невыносимое поведение для одного человека может быть легко терпимо для другого; очевидно необходимые принципы поведения на практике смягчаются — не всегда безнаказанно — в интересах тех, чья природа, кажется, требует исключительных мер. В этом состоит одна из трудностей, связанных с описанием человеческого действия на бумаге, недоумение, которое действительно оправдывает чередование комедии с трагедией в шекспировской драме.

Постепенное обретение мудрости у Ника Дженкинса не сопровождается аналогичным развитием его эмоционального интеллекта. Продукт его воспитания, разделенного по половому признаку, Ник все еще танцует с двумя левыми ногами, когда пытается ухаживать за девушками своего возраста, о чем свидетельствуют как главы, описывающие посещение дома Питера Темплера, так и пребывание во Франции. Я надеюсь, что он поздно расцвел, и что в следующих романах этой серии в элегантных лондонских салонах будет фигурировать гладкий оператор.Прямо сейчас я считаю, что если бы Дженкинс был на Facebook, он бы сказал «Это сложно» в описании своего статуса отношений:

Влюбленность — сложное дело; хотя любой, кто готов притвориться, будто любовь — это простое и прямолинейное занятие, всегда имеет хорошие возможности для побед. В общем, все может закончиться неудовлетворительно по крайней мере для одной из заинтересованных сторон; и со временем только самые целеустремленные преданные не желают признавать, что интимные и нежные отношения не обязательно просты.

Держись, маленький помидор! Твое время придет!

В качестве примечания для себя в будущем, мне любопытно, окажется ли Дженкинс привязанным к связи с пожилой женщиной, поскольку он, кажется, заинтригован матерями его друзей, особенно миссис Фокс ( «Я думаю, что однажды всегда можно использовать икра, не так ли? »)

В конце первого романа« Танца »Дженкинс и многие из его друзей все еще остаются нерешенными уравнениями, головоломками, которые я очень хочу исследовать дальше — в их карьере, в их романтические увлечения в своих художественных увлечениях.Еще одиннадцать томов той же тонкой и элегантной демонстрации Пауэлла — не слишком плохое приглашение для меня.

Эта идеальная концепция — что у человека должна быть цель в жизни — действительно слишком часто приходила мне в голову как нерешенный вопрос; но я все еще был далек от того, чтобы решить, какую форму в конечном итоге должны принять мои усилия.

Прощаясь со школьными днями малолеток

.